Posted 6 апреля 2008,, 20:00

Published 6 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:18

Updated 8 марта, 08:18

Генератор радуги

Генератор радуги

6 апреля 2008, 20:00
В Москве открылась выставка «Кулибин», на которой свои произведения представили более дюжины актуальных мастеров. К знаменитому изобретателю XVIII века Ивану Кулибину этот проект имеет косвенное отношение: в экспозиции много занятных, но бесполезных в народном хозяйстве штуковин. По мнению кураторов, именно конструиров

Создание необычайных механизмов, остроумных конструкций и разного рода движущихся инсталляций давно стало отдельным жанром в галерейном деле. Началось это с кинетистов 60–70-х годов, обыгрывавших в своих произведениях научную механику. Старорежимное «мастерство» (умение написать картину так, чтобы было «как в жизни») в наши дни с лихвой компенсируется инженерным шоу. Один из лучших московских игроков на этом поле – бывший моряк Александр Пономарев. Его «Генератор нимбов» (несколько машин, выпускающих клубы пара, похожие на табачные кольца) стал хитом выставки «Верю» – одного из самых заметных арт-проектов прошлого года. А стеклянный резервуар, по которому, на удивление публики, катилась волна от одного дыхания художника, украсил российский павильон на Венецианской биеннале. Было бы странно, если бы Пономарев не принял участие в нынешней затее: его колба с водой, где под действием каких-то неведомых сил то опускается, то поднимается шар с картой звездного неба, стоит прямо в центре зала.

Имя Кулибина всплыло здесь не случайно: нижегородский сын торговца прославился как страстный изобретатель, большинство идей которого (например, одноарочный мост над Невой) так и осталось в прожектах. Конструирование было для него актом искусства, собирание часовых механизмов – артистическим полетом. Примерно тот же приступ «незаинтересованного наслаждения» испытал Василий Богачев, когда соединил вместе колеса от швейных машинок «Зингер» и заставил их вращаться на манер шестеренок. Татьяна Баданина оказалась захвачена оптикой – с помощью линз и лампочек она создала особые генераторы радуги. К слову сказать, эти радужные отблески на стенах сопровождаются кадрами знаковой видеоработы Александра Петровичева и Платона Инфанте: они взяли кадр из сталинского кинофильма «Весна», где Любовь Орлова в роли академика колдует с какими-то солнечными батареями и антеннами, превратив сцену в подобие психоделического перфоманса.

Ближе всех к Кулибину по части русского желания сделать своими средствами не хуже, чем за границей, приблизился Сергей Шутов. Он соорудил «Диги» – робота, способного создавать рисунки. Звучит примерно так же, как и множество сообщений о рисующих роботах из японских лабораторий. Однако наш вариант вычурно доморощен – детская заводная машинка с прикрученной к ней фломастером. Шутовский робот, по утверждению очевидцев, двигался столь безумно и хаотично, что его в прямом смысле слова пришлось посадить в клетку. В галерее он демонстрируется наподобие канарейки.

Попытка собрать и оценить нынешних кинетистов, конечно, ни к чему, кроме полуироничного шоу, привести не могла. В середине прошлого века художники и впрямь верили в возможности стыковки науки и искусства на уровне механики. Сегодня, если такая стыковка и происходит, то в более тонких эмпиреях (имеется, например, генно-инженерное искусство). Художник, создающий нечто руками – будь это холст с маслом или часовой механизм – может рассчитывать разве что на снисходительную улыбку. «Рукодельщик безделиц замысловатых» – таково прозвище Кулибина, поднятое на флаг его художественными продолжателями. Впрочем, в одном деле, как утверждали современники, Кулибину не было равных, и именно в нем он был велик – в устройстве карнавалов, празднеств, торжественных ассамблей, балов, в разработке «световых шутих» и аттракционов. Именно так и стоит принимать галерейную затею.

"