Posted 6 февраля 2011,, 21:00

Published 6 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Северная Москва

Северная Москва

6 февраля 2011, 21:00
В очередной раз губернатор «культурной столицы» Валентина Матвиенко переполошила общественность. На этот раз своим посланием к Владимиру Путину. Губернатор попросила председателя правительства исключить Петербург из списка исторических поселений, которые обладают особым статусом.

По мнению градоначальницы, такой мегаполис, как Петербург, в котором исторический центр занимает лишь четвертую часть общей площади, не может целиком считаться поселением особой сохранности.

Питерские градозащитники с лета прошлого года ликовали, приветствуя совместный приказ Минкультуры и Минрегиона, утвердивший перечень исторических поселений с особо жестким контролем сохранности не только отдельных памятников, но и всех «исторически ценных градоформирующих объектов». В этот особый список из 40 городов-памятников был также включен и город на Неве. Ведь до сих пор жесткий контроль за памятниками старины, хоть и был прописан в законе «Об объектах культурного наследия народов РФ», не применялся в Петербурге. Приказ, вступивший в силу в начале 2011 года, обязал местную власть согласовывать с Росохранкультурой градостроительные планы и регламенты.

Валентина Матвиенко выразилась жестко: власти дорожат историческим центром, но отправлять в Москву на согласование тонны документации «по Шушарам» – то есть по окраинам – нет никакой необходимости. Якобы инвесторы «утонули» в переписке с федеральным центром, и вся инвестиционная деятельность в городе приостановилась. По словам г-жи Матвиенко, новый статус Петербурга накладывает ограничения на развитие территорий, не имеющих исторической ценности, например «спальных» районов. По мнению Смольного, в историческом центре уже действуют городские режимы зон охраны, и этого достаточно.

Вот так изменился облик Васильевского острова за последние годы.
Фото: WWW.LIVEJOURNAL.COM

Чуть позже, пытаясь сбить поднявшуюся бурю возмущения, власти опубликовали дополнительный комментарий губернатора. Валентина Матвиенко пояснила, что Министерство культуры признало свою ошибку и готовит новую поправку к закону об особом охранном статусе Петербурга. В соответствии с поправкой, Северная столица как историческое поселение будет ограничена лишь историческим центром.

Каковы будут точные границы этого исторического центра, пока никто не знает. Депутат городского парламента, известный градозащитник Алексей Ковалев предполагает, что речь идет об охранной зоне, ограниченной с юга Обводным каналом и Петроградкой, а также частью Васильевского острова с севера. В то время как в Петербурге исторически ценными территориями являются не только центр города, но и пригороды. Более того, в объекте всемирного наследия ЮНЕСКО прописаны более 30 различных пунктов, номинаций охраны, и центр – лишь один из них.

Напомним, что в 2009 году Валентина Матвиенко просила Дмитрия Медведева поддержать обращение Петербурга в ЮНЕСКО с просьбой в несколько раз сократить площадь охраняемого исторического центра. По логике градоначальницы, принятый в 2008 году петербургский закон о режимах охранных зон, где запрещено строительство новых и снос старых домов, все равно сократил охраняемый центр практически в пять раз. Не получив однозначного запрета от президента и из ЮНЕСКО, Смольный вскоре согласовал 400-метровую башню «Охта-Центр» в зоне, высотный регламент которой предписывает возводить здания не выше 40 метров. Неожиданная отмена этого решения, инициированная Дмитрием Медведевым, служит лишним напоминанием властям и инвесторам любого ранга: не зарываться, чтить законы и вечные ценности, к каким, безусловно, относится весь Петербург.

«Заявление Валентины Матвиенко о необходимости исключить Петербург из списка исторических поселений – скороспелое и непродуманное, – сказал корреспонденту «Новых Известий» заместитель председателя Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александр Кононов. – Статус исторического поселения для Петербурга, безусловно, благо. Наши архитектурные ансамбли и исторические кварталы – неотъемлемая составляющая российской культуры. Мы ничем другим эту историю и культуру не переплюнем, даже если кто-то решит превратить город на Неве в банковскую, газовую или нефтяную столицу России».

Протекла недавно отреставрированная крыша питерской консерватории.

По мнению Александра Кононова, если с введением нового охранного статуса для Петербурга у городской администрации возникли некоторые проблемы с инвестиционными проектами, решать их нужно другим путем. Например, с помощью подзаконных актов и нормального диалога с федеральным ведомством. Нет ничего страшного в том, чтобы питерская практика планировки и межевания проверялась на федеральном уровне. Потому что Росохранкультура вовсе не требует согласовывать проекты на окраинах, где нет ценных градоформирующих элементов.

Кстати, как заявил Александр Кононов, утверждения о «заторе» инвестиционных проектов – «огромное лукавство». Пока еще ни одного проекта планировки инвесторы в Москву не направляли.

Промежуточным итогом этой перепалки между Смольным и петербуржцами стало примирительное известие из Министерства культуры. В нем говорится о том, что в Петербург весной пожелали приехать с очередным визитом представители ЮНЕСКО. Вот тогда и будут окончательно определены исторические границы Петербурга, подлежащие строжайшей охране и контролю со стороны Росохранкультуры.

Не учите меня жить – лучше помогите материально

Не успел остыть скандал с угрозой лишения Петербурга статуса исторического поселения, как разразился новый, связанный с Петербургской консерваторией. В старейшем культурно-образовательном центре России с ноября начала протекать свежеотремонтированная крыша, на которую потратили 7 млн. рублей. Залило библиотеку, читальный зал и сорок аудиторий. По требованию ректора – знаменитого на весь мир музыканта Сергея Стадлера, за дело взялась прокуратура. Выяснилось, что консерватория-то деньги заплатила полностью, а вот подрядчик подвел: выполненные работы стоят не более 500 тыс. рублей. В конце декабря 2010 года возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере». Финансовые злоупотребления и недобросовестное исполнение условий договоров, как со стороны подрядчиков, так и со стороны заказчиков. Ректор обвинил во всем своих старых недоброжелателей из числа бывших руководителей консерватории, однако, как отмечают следователи, по предварительным данным, договоры о ремонте и реставрации подписывал сам Сергей Стадлер.

На этом фоне Валентина Матвиенко пишет Владимиру Путину новое письмо с просьбой помочь консерватории материально. Оказывается, ректор в ходе встречи с губернатором обсуждал бедственное положение заведения. Ведь финансируется деятельность художественного учреждения из федерального бюджета. На носу, между прочим, юбилей: в 2012 году консерватория будет отмечать 150-летие. Как подчеркнула градоначальница на заседании городского правительства, «творческие люди могут создавать, творить, но они абсолютно беспомощны в хозяйственных вопросах».

Хотелось бы в связи с этим заявлением Валентины Матвиенко напомнить о том, что профессорский состав консерватории встретил в штыки решение Министерства культуры о назначении ректором Сергея Стадлера. Валентина Матвиенко активно «продавливала» это назначение, невзирая на разумные аргументы, приводимые преподавателями, вырастившими этого музыканта. Противники назначения предупреждали, что Сергей Стадлер – очень талантливый музыкант, но при этом не хозяйственник, а «большой ребенок», которого начнут обманывать приставленные к нему «менеджеры». К сожалению, так и случилось, и настал момент, когда в этом все убедились. Тем не менее по консерватории прошел слух о том, что Владимир Путин уже подписал распоряжение о выделении консерватории на ремонт около 3,5 млрд. рублей.

Олег БАСИЛАШВИЛИ, актер
– Было бы не очень хорошо, если бы Петербург исключили из числа исторических поселений. Этот список предполагает особое отношение к городу – как к жемчужине мировой архитектуры. Таких городов, как Петербург в мире очень мало. Разве что можно назвать Флоренцию, Венецию и, возможно, Рим. Да, эти города не похожи друг на друга, но вмешиваться, уничтожать все то, что напоминает нам об истории, – преступление. Список исторических поселений мешает подобному вмешательству в архитектурную ткань Петербурга.
Городские власти предпринимают все необходимые меры для того, чтобы в городском кармане было как можно больше денег. Поэтому иногда строительство идет с явными нарушениями городских законов. По Петербургу можно привести множество примеров такого рода. Та же попытка построить небоскреб на Охтинском мысу. К счастью, под нажимом общественности, властям пришлось уступить и отменить решение об этом строительстве. Или угол Невского проспекта и площади Восстания. На месте исторического дома был возведен новодел, причем такой же, как и его прототип, но с возвышающейся над ним гигантской стеклянной башней, которая уродует весь Невский. Напротив крейсера «Аврора» возвели два довольно высоких дома, совершенно безобразящих все, что построено вокруг. Это полное безвкусие и наплевательство к своей истории. Меня иногда поражает, как же архитектор решается на подобное вмешательство, не опасаясь суда над собой. Несмотря на это, в городе все-таки существует ряд положительных примеров нового строительства. Например, новое здание на Кронверском проспекте удачно вписалось в общий ансамбль улицы.

Светлана КРЮЧКОВА, актриса
– То, что Петербургу присвоили статус исторического поселения, – просто замечательно. Городу уже сильно навредили. Только недавно снесли дом на Невском, несмотря на протесты общественности. Напротив дворца Белосельских-Белозерских архитектора Штакеншнейдера есть похожий дом, так и его снесли. То ли гостиницу собираются там строить, то ли очередную парковку. Все им денег мало! Люди забывают, что в гроб ложатся в одном костюме и в одних ботинках. Городские власти предпринимают слишком мало мер по защите и сохранности исторической застройки. У нас повсеместно уничтожается историческая память, русский язык, литература. Взять хотя бы реформу образования. Вот если бы дети чиновников, которые придумали этот законопроект, учились по новым образовательным стандартам. Так нет, они своих отпрысков отправляют получать образование за границу, а наши дети пусть учатся так.
Записала Елена РЫЖОВА

"