Posted 6 февраля 2007,, 21:00

Published 6 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

Нас не заметят

Нас не заметят

6 февраля 2007, 21:00
Каждый год в августе продюсеры и режиссеры начинают посматривать на календарь, подгоняя производство, а в конце года уже всерьез нервничают: приближается первый важный международный фестиваль года – знаменитое Берлинале, которое завтра стартует в германской столице в 57-й раз. Из 26 фильмов, которые здесь будут показан

Последнее время Берлинский фестиваль, который всегда внимательно присматривался к советскому и российскому кинематографу и имел с ним серьезные и тесные отношения, как-то к нам не то чтобы охладел, но стал относиться без особого энтузиазма. Берлин вроде и не замечает растущего кинопроизводства, которым мы так гордимся. Фильмы, которые кажутся нам «верняком», оставляют европейских отборщиков равнодушными. И в конкурсной программе нынешнего Берлинале российских фильмов не будет.

Тем не менее «русский след» в Берлине есть, правда, уж больно он специфичен. Из всего многообразия имен, названий, жанров и стилей Берлинский фестиваль выбрал блокбастер «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова, документальную ленту о гей-демонстрации в Москве «Москва. Pride ’06» Владимира Иванова и картину «Прощай, южный город» Олега Сафаралиева, где Россия является лишь сопродюсером (лента считается азербайджанской). Все они включены в разные секции «Панорамы».

Зато две буквы UK в конкурсной программе встречаются семь раз. Небывалая активность англичан просто поражает. Тщательно отслеживая английское кинопроизводство в качестве отборщика Московского кинофестиваля, автору этих строк редко доводилось наталкиваться на какие-то серьезные достижения Британии. Что ж, год, видимо, выдался для кино Соединенного Королевства удачным. Два фильма – «Хэллэм Фоу» Дэвида Маккензи и «Заметки о скандале» Ричарда Айра (вне конкурса) – чисто английские, еще в пяти названиях Англия появляется в качестве сопродюсера.

Американского кино в Берлине, как всегда, будет более чем достаточно, причем самого разного качества. Американцам интересен этот фестиваль в качестве стартовой площадки для европейского проката, ну а какой фестиваль откажется от премьеры картин Стивена Содерберга или Роберта Де Ниро «Настоящий немец» и, соответственно, «Хороший пастух»? Сразу две звезды фестивалю обеспечены. А еще внеконкурсные «Ходок» Пола Шредера и «Письма из Иводзимы», которые Клинт Иствуд снял на японском языке и в итоге получил американскую же награду «Золотой глобус» за… лучший иностранный фильм.

Нашлось местечко в берлинском конкурсе для Израиля («Бофор» Джозефа Седара – драматическая история последних дней воинской части перед выводом израильских войск из Ливана), и для Бельгии («Ирина Палм» Сэма Гарбарски – на самом деле разобраться в национальном происхождении этой картины, дробной по финансированию, в котором участвуют пять европейских стран, разобраться трудно, но Бельгия стоит первой в списке). Фильм «Прощай, Бафана» поставил известный датский режиссер Билле Аугуст, но в списке из пяти производителей Дания не значится, а первой стоит Германия. По данным «НИ», там есть и шестой продюсер – одна из российских продакшн-компаний, но русский след напрочь пропадает в Берлине.

За всю Восточную Европу в конкурсе отдувается один режиссер – зато какой! После долгого перерыва на кинонебосклоне возникло имя славного чешского шестидесятника Иржи Менцеля. Он вновь объединил Чехию и Словакию – хотя бы в кинопроизводстве.

Корея, Китай, Бразилия, Аргентина, Италия, Франция – Берлинскому кинофестивалю смело можно приписать слоган «Все флаги в гости к нам» и переименовать в киноолимпиаду. Тем более что страна-хозяйка в этом году не получила столь весомого преимущества как в прошлые годы. Неоднократно критиковавшийся за то, что впихивает в конкурс много немецких фильмов не самого лучшего качества, директор фестиваля Дитер Косслик на этот раз решил поостеречься (или уж действительно совсем не из чего было выбирать) и поставил в конкурс только два фильма от Германии: «Йеллу» Кристиана Пецолда и «Имитатора» Штефана Рузовицки.

Наиболее привлекательной, по крайней мере, именами выглядит французская часть конкурса. Именно французские фильмы открывают и закрывают Берлинале. Здесь и патриарх французского кино, представитель новой волны Жак Риветт («Не трогай топор»), и любимый в России Франсуа Озон («Ангел» – фильм закрытия), и маститый Андре Тешине («Свидетели»), и Ольвье Даан, фильм которого «Жизнь в розовом» открывает фестиваль. Впрочем, картина Озона – о женщине, сделавшей карьеру писательницы в начале прошлого века – тоже вполне «глобалистская» по происхождению. Она снята в Англии, на английском языке, с англоговорящими актерами Шарлоттой Рэмплинг и Сэмом Нилом.

"