Posted 6 февраля 2007,, 21:00

Published 6 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

Живопись на лягушках

Живопись на лягушках

6 февраля 2007, 21:00
Выставка «Победа над солнцем», открывшаяся вчера вечером в ГЦСИ, собрала актуальных мастеров из разных стран, которые продолжают дело Леонардо да Винчи и русских футуристов. Все они вторгаются на территорию науки – одни моделируют работу сердца, другие делают фиктивные рентгеновские снимки, а третьи вообще изменяют ген

Название проекта, в котором выступили наши экспериментаторы и художники из Германии, отсылает к авангардной опере, оформленной Малевичем в 1913 году. В опере говорилось о будущем человечества и силе мозга над природой (над солнцем). Однако к солнцу выставка отношения почти не имеет. Если, конечно, не считать каким-то намеком на светило огромные мониторы и экраны, покрывающие весь зал Центра. Здесь складывается ощущение, будто ты попал на голливудскую площадку для съемок очередного блокбастера из жизни тайной лаборатории. Раньше в ней ставились виртуальные опыты, а потом ученых срочно эвакуировали и запустили зрителей.

Среди остатков научной жизни – проектор, который самостоятельно из спиралей и световых потоков воссоздает человеческое сердце. Это инсталляция нынешнего гражданина Германии Вадима Космачева, в работах которого сердце – главный объект. Оно становится и агрегатом для выработки энергии, и космическим аппаратом, и, наконец, самым притягательным объектом для творческого вторжения. Однажды Космачев даже заснял реальную операцию на сердце (в Германии, говорят, есть даже рейв-клуб, где танцуют на фоне сердечных операций). Манипуляции с сердцем стали в современном искусстве хорошо апробированным ходом. Совсем недавно в Москву заезжал «главный художник современности» Дамьен Херст и показал сердце, сплошь утыканное иголками и шприцами.

Еще более наукообразны, затемнены и усложнены произведения немки Габриэлы Ляйдлоф. Из многословной аннотации сопровождающей ее свето-визуальные картины становится понятно, что госпожа Ляйдлоф всячески старается развенчать наше слишком сильное доверие к чувствительной технике. Для создания образов она использует достижения радиографии, томографии, ультразвука, магнитоэнцефалографии. На экранах возникает нечто похожее на рентгеновские снимки разных частей тела (только без костей). В другом месте во всю стену моргает и пристально что-то высматривает монументальный глаз, на который периодически наводится компьютерный прицел. Судя по всему, наше доверие к технике развенчивается тогда, когда мы видим, что ничего путного из мешанины лабораторных сюжетов не выходит.

Лягушки-светлячки – один из самых спорных арт-проектов современности.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Однако самым интересным объектом всей выставки является ее хитовый проект, который кураторы всячески пытались отодвинуть в тень. Кураторов понять можно – слишком уж противоречива сама идея произведения. Речь идет об объектах, предоставленных калининградским художником Дмитрием Булатовым под заголовком «Сознание настороже». Несколько лет Булатов занимается созданием произведений на уровне генной инженерии. Он изменяет живые клетки, чтобы добиться какого-нибудь красивого эффекта (например, вырастить голубой кактус).

Начиная с 2001 года Дмитрий пожелал превратить в изысканные артефакты головастиков и лягушек. Почему бы лягушкам не светиться в темноте подобно медузам или другим морским существам? Цель поставлена – выделены клетки (или еще какие-то особые ферменты) у морских существ, а затем пересажены головастикам. В результате, если судить по фотографиям, головастики стали настоящими клабберами – сплошь иллюминисцентные цвета. Рядом с фотографиями находятся колбы с живыми белыми лягушками. С ними произошли две мутации: якобы у лягушек изменились внутренние органы и они подобно малькам тоже засветились.

Прошло три года, прежде чем художественной лаборатории Булатова мягко намекнули, что опыты с живыми материями зашли слишком далеко. В 2004 году, по свидетельству аннотации, все было прекращено. Выходит, лягушки в Центре – не только мутанты, но еще и долгожители. Впрочем, когда видишь, как грустно зависают эти произведения в своих узких колбах, поневоле встаешь на сторону противников экспериментов. Уж коли создаете артзвезд из лягушек – не стоит относиться к ним как к кактусам.

"