Posted 6 февраля 2005,, 21:00

Published 6 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Россия-Ямайка

Россия-Ямайка

6 февраля 2005, 21:00
Вчера Бобу Марли исполнилось бы 60 лет. Этот ямайский музыкант, скончавшийся в 1981 году от рака, давно стал кумиром миллионов. С его именем ассоциируется не только музыка рэгги, но и борьба за свободу свезенных на Ямайку африканских рабов, а также растаманство – самая веселая и молодая в мире религия. Африка юбилей му

Впервые главные торжества в честь Боба Марли состоялись не на Ямайке, а в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Цикл мероприятий там ежегодно проходит под девизом Africa, Unite! («Африка, объединяйся!») – так называется одна из его песен. Фестиваль Марли открылся концертом 80-летней матери певца Сенделлы Марли Букер. Вчера там прошел грандиозный благотворительный гала-концерт, на котором выступали наиболее популярные рэгги-коллективы, а среди зрителей оказались трое детей музыканта. Кроме этого, растаманов и местных жителей развлекали кинофестивалем, фотовыставками, презентацией книги вдовы Боба Риты Марли No Woman, No Cry: My Life with Bob Marley (самая популярная песня музыканта), семинаром и банкетами. За несколько недель до юбилея информационные агентства распространили сенсационную новость о том, что накануне 60-летия тело великого Боба будет эксгумировано и перезахоронено на родине его предков, в Эфиопии. Якобы об этом заявила вдова. Однако позже сама Рита эту информацию опровергла, заявив, что ее неправильно поняли. Супруга музыканта не раз говорила, что была бы рада когда-либо захоронить тело мужа в Эфиопии, на родине его отца, однако пока об этом речь не идет. Одним из главных центров паломничества в Аддис-Абебе стал православный храм Святой Троицы, где покоится прах эфиопского императора Хайле Селассие, которого последователи Марли – растаманы – считают своим богом. Дело в том, что новая религия родилась на основе эфиопского православия. Кроме прочего, нынешний день рождения Марли стал еще и самым политическим. Руководство Африканского Союза накануне юбилея заявило о намерении выдвинуть странам Запада иск с требованием репараций за урон, нанесенный работорговлей.

Частью растаманской культуры, помимо рэгги, является марихуана, которой на Ямайке брезгует только ленивый. Не исключено, что именно этот «запретный плод» и стал главной движущей силой в деле распространения рэгги на Западе в 70-х – 80-х годах. Но если западное общество уже отболело этой проблемой или, по крайней мере, она перестала быть для него острой, то в России, куда Борис Гребенщиков завез рэгги в 80-х, на «траве» свет клином сходится, похоже, только сейчас. Причем как для самих «новых меломанов», которых все чаще привлекает в эту субкультуру не музыка, а возможность забить косяк, так и для властей, уже готовых рассматривать растаманство как сеть наркопритонов. Показателен случай, произошедший на днях в Воронеже. Общественная палата области сначала заявила о своем участии в праздновании юбилея Боба Марли, но буквально тут же отреклась от своих слов, поскольку «была введена в заблуждение». Симптоматично, что некоторые российские информагентства размещают новости о подготовке к юбилею не в разделе «Музыка», а в теме «Наркомания, наркоторговля и борьба с ними».

Московские поклонники Боба Марли одеваются в цвета растаманов: красный, желтый, зеленый.

Несмотря на «вихри враждебные», которые реют над фанатами рэгги в России, Москва не осталась в стороне, проведя на своих площадках три фестиваля. Столица празднует день рождения Марли уже в семнадцатый раз. В ДК Горбунова на пятичасовой фестиваль собрались рэгги-команды из разных российских городов, а зрители в зелено-желто-красных шапках то и дело махали флагами Ямайки и Эфиопии (посередине последнего, кстати, угадывались очертания вожделенной «травки»). Музыканты нутром чувствуют интерес к ним со стороны власти, некоторые представители которой склонны рассматривать такую символику как пропаганду наркотиков («Новые Известия» не раз рассказывали об этом). Возможно, поэтому в конце своего фестивального выступления в Москве вокалистка екатеринбургской группы Alai Oli сообщила, что музыканты непременно пойдут в сторону метро вместе со зрителями «во избежание инцидентов».

Главным достижением столичных концертных промоутеров стал визит коренного ямайца, участника легендарной группы Massive Attack Хораса Энди и французской группы The Home Ground Band. Энди – ровесник Боба Марли. Москвичам он запомнился по колоритной седой бородке, возгласам – Are you ready? – и большой страсти к общению с публикой. Визит Энди, который решил отметить 60-летие не на родной Ямайке, не в Эфиопии и даже не в Европе, говорит о том, что интерес к рэгги в России сейчас на очень высоком уровне. Кроме него, Россию посетил английский гуру Mad Professor. Нельзя сказать, что на фоне местных групп зарубежные гости удивили публику чем-то особенным, но как хэдлайнеры придали празднику необходимый колорит. Самой популярной в «Горбушке» была известная композиция «Джамайка», которую исполняли многие участники в разных вариациях – в качестве инструментальной композиции, с русским вариантом текста и в оригинале. Но Россия – не Ямайка, у нас наступили настоящие холода, которые подкосили многих музыкантов. Часть групп выступала даже в сокращенном составе. Как оказалось, солнечных ребят из Екатеринбурга «заморозили» в поезде по дороге в Москву, и поэтому они пели, как могли. Да и в самой «Горбушке» было нежарко: даже упитанная охрана к концу фестиваля облачилась в меховые шапки и теплые куртки.

Оптимизму растаманов оставалось только завидовать. Лидер известной группы «Карибасы» назвал Боба Марли «дедушкой прошлого, настоящего и будущего». «Хорошая альтернатива Деду Морозу», – произнес в ответ кто-то из зрителей.

"