Posted 5 декабря 2010,, 21:00

Published 5 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:24

Updated 8 марта, 06:24

В Кремле покрасили забор

В Кремле покрасили забор

5 декабря 2010, 21:00
Двадцатилетие труппы под руководством Андрея Петрова отмечалось на сцене Кремлевского дворца с размахом. И хотя не удалось пригласить звезд балета из Петербурга и заграницы, выручили коллеги из Большого театра. Концерт напомнил об особенностях места дислокации труппы – самого большого в Европе концертного зала.

Перед началом показали кинохронику: кто из известных балетных деятелей бывал на спектаклях труппы (в кадре мелькали Уланова, Семенова и Стручкова). Прислал поздравление Александр Калягин, руководитель Союза театральных деятелей. Со вступительным словом выступил директор ВНИИ искусствознания Дмитрий Трубочкин, который намекнул на особое положение компании – «под брендом Кремля» и «в резиденции первого лица страны». На сцену выбежали девушки в кокошниках и парни в косоворотках: начался фрагмент балета «Руслан и Людмила». В рамках публикации о юбилее не стоит обсуждать хореографию, заметим лишь, что концерт длился почти четыре часа. Лучше всех защищала честь труппы молодая Кристина Бурцева: балерина сделала серьезную заявку на высокий класс в профессии, исполнив адажио из «Лебединого озера».

В программу включили фрагменты балетов, уже не числящихся в афише «Кремлевского балета», и отрывки из спектаклей текущего репертуара. «В ноги» танцовщикам играл не «живой» оркестр, а фонограмма, что странно для юбилейного гала. Средневековая французская цыганка истошно заламывала руки (балет «Эсмеральда»). Маленькие Лебеди умножились в числе до шестнадцати, резво сплясав хороводы на пуантах. Американские сорванцы из спектакля «Том Сойер» с шутками и прибаутками красили забор. Герои экзотической сказки принимали позы скульптур с дальневосточных храмов (балет «Катя и принц Сиама»). Тут отличился Кирилл Ермоленко, который прекрасно отпрыгал положенное ему в роли Ханумана, бога-обезьяны. Император Франции в двух экземплярах – таков замысел хореографа – обольщал будущую супругу Жозефину, раздевая ее до белья («Наполеон Бонапарт»). А гаремные развратницы щедро крутили бедрами в сцене оргии из «Тысячи и одной ночи».

Потом вышел десант из ГАБТа – в «Сцене у балкона» из балета по Шекспиру. Ромео (Александр Волчков) тщетно улыбался Джульетте: хорошая балерина «Кремлевского балета» Наталья Балахничева на героя смотреть не захотела, оставаясь эмоционально безучастной. В па-де-де из старинного балета «Талисман» прима Большого Мария Александрова, наоборот, кокетничала с Михаилом Лобухиным, демонстрировавшим повышенную мужественность в прыжковой роли Бога ветра. Николай Цискаридзе вышел на сцену в пятнистом трико с хвостом: он играл похотливого Фавна, вожделеющего Нимфу (Илзе Лиепа).

Во время долгого концерта думалось о том, что «Кремлевский балет» – один из коллективов столицы, существующих в режиме «народного театра». Сюда ходят семьями, приучая детей к прекрасному с помощью духовного «Лебединого озера» и новогодних «Щелкунчиков», хотя танец редко грешит утонченностью, а в костюмах модно сочетание розового с ядовито-красным. Многие годы труппа героически осваивает громадную сцену Кремлевского дворца, подходящую для эстрадных шоу, но неудобную для театральных представлений. Исполинский зал нужно заполнить, и тут помогают два обстоятельства. Первое – репертуар. Спектакли «Кремлевского балета» рассчитаны на широкие массы: никаких экспериментов, бессюжетных балетов или, не дай бог, современного танца. Ставится проверенная классика или скроенные по тому же лекалу, эстетически легко доступные опусы худрука труппы Андрея Петрова. В крайнем случае – балеты Юрия Григоровича или Владимира Васильева. Во-вторых, делать кассу помогает разумная ценовая политика: те, кто не может позволить себе поход в Большой театр (с его, как правило, дорогими билетами), охотно идут в Кремль, где можно наслаждаться арабесками и пируэтами не за тысячи, а за сотни рублей. Правда, с дальних мест мало что видно, но если смотреть в бинокль… И спасает кино: детали рассматривают по трансляции, на двух экранах по бокам сцены. Увы, форма балетного концерта этой сцене совсем не подходит. Большой процент подобных проектов составляют дуэты, но солисты в любом па-де-де теряются, даже если на сцену ставят дополнительные задники и кулисы, искусственно ее уменьшая. С другой стороны, где и праздновать, как не в родном доме «Кремлевского балета»? Тем более что зал на юбилее заполнился целиком.

"