Posted 5 декабря 2006,, 21:00

Published 5 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:54

Updated 8 марта, 08:54

Заполнить паузу

Заполнить паузу

5 декабря 2006, 21:00
Выставка художественной группы из Киева с заковыристым названием «Институция нестабильных мыслей» на первый взгляд кажется чистой воды аттракционом – сплошь виртуальные образы. Но таким способом создатели инсталляции «Медиа-комфорт» Александр Гнилицкий и Леся Заяц показывают, что искусство может проникать в жизнь так ж

В стерильном белом зале галереи, в которой проходит выставка, почти ничего нет: стоит серый диван, рядом с диваном висит шелковый коврик с изображением торшера, на стене еще один белый ворсовый ковер и там же, на стене, совершенно белая тарелка. Не скажешь, чтобы все это создавало какой-то особый уют или комфорт.

Однако после некоторых манипуляций с пультами и видеопроекторами скука уступает место приятному аттракциону. Тарелка расцвечивается узорами, которые постоянно меняются, – от гжельских голубых цветов до немецких пейзажей и французских селянок. По дивану ползут абстрактные полосы, а затем стекают капли крови. Красота неизъяснимая! Торшер вспыхивает ярким светом. Наконец, на ворсовой поверхности (на той, что на стене) начинают проступать ковровые орнаменты дорогих изделий восточных мастеров. Иными словами, перед зачарованным зрителем буквально из воздуха возникают искусство и дизайн как они есть.

Нельзя сказать, чтобы прием с проекцией всякого рода движущихся узоров на хитроумные поверхности был особенно новым. Такого добра хватает на любой европейской ярмарке современного искусства. К тому же новый театр и шоу-музыканты активно осваивают интерактивные игры с пространством. Критики уже всерьез предсказывают всякое стирание между образом рукотворным и виртуальным.

Все эти мысли и ассоциации само собой рождаются в то время, как тарелка изменяет свою окраску, а ковер из персидского превращается в балканский. Однако хитроумный дуэт не ограничился напоминанием о нашем «безумном-безумном мире», который все сильнее погружается в пучину фикций и видимостей. Они пошли дальше, заявив в названии своей инсталляции щепетильную тему – комфорт. И вспомнили слова французского поэта Поля Валери: «Точно так же, как вода, газ и электричество доставляется в наши дома откуда-то издалека в ответ на минимальное усилие удовлетворить наши нужды, так же нам будут доставляться визуальные или слуховые образы». До сих пор многие полагали, что главное в комфортном месте – удобная мебель, тепло и тишина. Все то, что успокаивает уши, уставшие ноги и поясницу. «Институция» заявляет обратное – удобство создается посредством глаза, самого чуткого и «нестабильного» из всех наших органов.

И тут я поймал себя на простом наблюдении: что мы делаем, когда пауза в общении с гостями неприлично затянулась? Что мы делаем, когда валимся с ног? Что мы делаем, когда кругом пустота и бесприютность? Верно – включаем телевизор. Не важно, что там идет. Главное, чтобы поток картинок отвлекал и убаюкивал. Иные могут даже отказаться от горячей воды, но не от сотни спутниковых телеканалов. Вот здесь и подумаешь, что для современного человека вся суть комфорта сводится к свободным поверхностям, на которых могут вырисовываться самые разные вещи – в зависимости от вставленного в проектор диска.

"