Posted 5 ноября 2014,, 21:00

Published 5 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:13

Updated 8 марта, 04:13

Мимо жанра

Мимо жанра

5 ноября 2014, 21:00
Мимо жанра

Говорят, нет ничего хуже, чем обманутые ожидания потребителя. Тебе обещали райские кущи с видом на океан, а на деле оказалась «трешка» на пятой линии рядом со стройкой. Ты ждал деликатес из камчатского краба, а принесли салат «Прибой» из крабовых резиновых палочек под толстым-толстым слоем майонеза. Ты хотел прокатить любимую в карете, а к подъезду подогнана шестерка с куклой на капоте. И деньги в этом случае значат намного меньше, чем эмоциональный дискомфорт. Сюрпризы хороши, если они идут в нагрузку к чему-то понятному, достойному и комфортному.

Не берусь точно говорить за своих коллег из театральной или музыкальной сферы, но думаю, проблема у нас общая. Появилась она не так давно. И обозначить ее можно так – жанровый хаос. Это когда на этикетке указан «мясной пирог», а начинка оказывается из вишневого варенья. Когда витаминный коктейль «Здоровье» отчетливо отдает этиловым спиртом. Когда... Впрочем, пора уже отвлечься от этих навязчиво-кулинарных ассоциаций и сказать на чистоту, в чем суть дела.

Ситуация простая: идешь в определенный музей, а приходишь в заведение с совершенно неожиданным набором выставок и услуг. Поначалу это даже очень бодрит и веселит. Вот в Пушкинском музее выставили коллекцию фотографий из Испании. Почему бы и нет? Тоже в некотором роде изобразительное искусство. Вот в Манеже, где только что проходила арт-ярмарка, расположились «Большие русские иконы» (именно так и названа экспозиция). Но, как пел кот Матроскин, «я все чаще замечаю», что даже мне, как арт-критику, иногда хочется чуть более понятных правил игры. Чтобы наши музеи совсем уж не превращались в арендные площадки, а соблюдали самими же придуманные темы и жанры. Если вы про западную классику, давайте ее и покажем, если вы исторический музей – постарайтесь быть актуальным в своей сфере, если Музей Москвы – хотелось бы именно от вас что-то узнать про «лучший город на земле».

Кстати, о Музее Москвы. Это как раз и есть лучший пример «многожанрового» подхода, от которого голова идет кругом. В музее новое и продвинутое руководство, площадей хоть отбавляй (одни только Провиантские склады на Зубовском – тысячи квадратных метров). Но даже я, профессиональный ходок по выставкам, не припомню здесь какого-то громкого проекта, посвященного именно Москве (разве что пару скромных фотовыставок). Зато в Музее Москвы отгремела молодежная биеннале современного искусства, а сейчас и вовсе показывают картины и инсталляции из Санкт-Петербурга. И это далеко не самый вопиющий случай: зайдите в так называемый Музей отечественной истории на Тверской. Вот уж где настоящие сюрпризы.

На мое брюзжание есть один резонный ответ. Сегодня все жанры перемешались, все грани стерты, никакой чистой классики не существует. Если уж президент в Центральном Манеже открывает «историческую выставку» про древнерусских князей, где 90 процентов экспонатов – плазменные экраны, о каких критериях музейности или подлинности можно вообще говорить? Но в таком случае все наши музеи срочно стоит перекрестить в арт-центры и навсегда забыть об их специализации. Это было бы правильно. Однако сами музеи никогда на это не пойдут. А как же бюджетные деньги, отданные на то, чтобы засеять вполне определенное культурное поле? Лично у меня есть только один рецепт, но он опять из кулинарной сферы. Для музеев я бы предложил очень простой ресторанный ход: если ваша специализация, допустим, рыба, пусть в сезонном меню будет хитовое рыбное блюдо. Пусть даже одно, но самое важное и заметное. Не нужно постоянно подсовывать гостям бланманже. Бланманже станет приятным дополнением. Если вы вегетарианское кафе, какой смысл выставлять на витрину кровавые стейки? А если уж назвались концептуальным и авторским заведением, берите все риски на себя. В противном случае нас всех в скором времени ожидает несварение желудка, отравление ГМО и другими завалящими продуктами.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"