Posted 5 ноября 2013,, 20:00

Published 5 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:40

Updated 8 марта, 04:40

Актриса Ольга Белинская

Актриса Ольга Белинская

5 ноября 2013, 20:00
Минувший сезон стал для актрисы Ольги Белинской поворотным: за участие сразу в двух премьерах – «Кукольный дом» в «Приюте комедиантов» и «Зеленый шатер» в «Балтийском доме» – эксперты «Золотого софита» назвали актрису в числе номинантов высшей театральной награды Санкт-Петербурга. В той же номинации – «Лучшая женская р

– Насколько близок вам, матери 16-летнего парня, ваш персонаж в «Антителах» – мать подростка, ставшего убийцей?

– Если персонаж мне чужд и зацепиться в нем не за что, нет темы – я за работу не берусь. А тема этого спектакля, сделанного на страшном реальном сюжете – убийстве студента-антифашиста Тимура Качаравы, – никого не оставила равнодушным. Ни режиссера Мишу Патласова, ни драматурга Андрея Совлачкова, ни моих замечательных партнеров-актеров, которые лично встречались с прототипами, работая над своими текстами. Кстати, в Питере до этого документального театра не было, «Балтдом» оказался первопроходцем. Так вот, когда я прочла этот материал, даже испугалась, потому что нашла много общего с собой. Признаваться в этом себе было больно. Но поняла, что если так мучительно дается, значит, я на верном пути. Значит, вскрываются и мои потаенные «сундуки». Многие родители думают: шестнадцать лет – переходный возраст, это пройдет, надо подождать, перетерпеть. Но нельзя терпеть и не надо ждать – ты никогда не знаешь, во что выльется подростковый кризис. Вот недавно моя подруга, у которой не было проблем с сыном, нашла у него бейсбольную биту – оказалось, что он ходит избивать узбеков, вступил в нацистскую организацию. Нет такой проблемы – отцы и дети. Она придумана в оправдание самих себя. Есть проблема отцов и матерей, которые предпочитают быть друзьями-подружками своим детям, но не взваливать на себя обязанности взрослых воспитателей. Огромная разница между истинной любовью к ребенку и попыткой заслужить любовь ребенка любым способом! Испанский студент с синдромом Дауна Пабло Пиннеда пишет, что родители, которые ограждают своего ребенка от столкновений с миром, чрезмерно опекают его, – преступники.

– Вы в этой роли рассказываете о страшных вещах, посмеиваясь. Откуда этот прием?

– Так реагирует и прототип. Это результат срыва – женщине, окончившей консерваторию, чтобы поднять детей, приходилось работать на нескольких работах, причем не по специальности (сейчас она электрик). И в результате жизни, положенной к ногам детей, она стала матерью убийцы. Помню, как разговаривала со своей героиней, которая как раз приехала с зоны после свидания с сыном. Я пыталась узнать о сыне, а она все уходила в какие-то политические темы, говорила о том, как мы тяжело живем… Этот смех звучит в самых неудобных местах, когда она говорит о каких-то пограничных темах – про смерть, например. Так, видимо, проявляется тотальное разрушение ее внутренней гармонии. Впрочем, как почти у всех моих героинь – им, как правило, в начале спектакля бывает очень плохо, а в конце спектакля – совсем невыносимо жить.

– В «Зеленом шатре» вы как раз сыграли барышню, вполне гармоничную вначале, – пламенную комсомолку, искренне вписанную в плакатный имидж сталинской эпохи…

– Самое удивительное было, что этот мой персонаж, Олька, как-то настойчиво «просилась в рисунок», как будто кто-то изнутри в меня стучался, требовал. Всех своих персонажей во время репетиционного периода я рисую, но здесь рисунков было много, гораздо больше, чем обычно, – ежедневно я ее рисовала пастелью. Тогда я еще не знала, что Олька – реальный человек, а когда Людмила Евгеньевна Улицкая приехала и рассказала об этом, все сошлось. Еще до начала репетиций я поехала в Москву, чтобы посетить все места, где происходит действие, подышать этим воздухом, посмотреть на архитектуру, на камни, на асфальтовую пыль. Сорвала и засушила колокольчик в Аптекарском саду, потом вставила в рамку, в которой храню эскиз костюма Оли. Вообще, я очень благодарна Анджею Бубеню за эту работу: он так чувствует женскую суть! Моя «кибитка», мир, в котором существует Олька, завешана туфлями – это Анджей подсказал ее «бытовую привязанность». И каждому из моих партнеров он выстроил такую же четкую материальную и эмоциональную партитуру.

– И у вашего персонажа в спектакле Юрия Квятковского «Кукольный дом» тоже есть реальный прототип – писательница Лаура Киллер, которая, как и Нора, многим рискнула ради мужа и поплатилась за это. Вас не смутило такое несходство с прототипом твоего огламуренного персонажа?

– У Юры Квятковского и Полины Бахтиной очень острая концепция – все действие переносится в «роботизированное» будущее. В котором люди становятся киборгами. Для меня здесь было важно, как из идеальной электронной куклы Нора превращается в человека. Как по кусочкам в течение спектакля отлетают механические выученные реакции, подиумная пластика, даже обколотое ботоксное натянутое лицо старится. Идеально заточенная на успех машина превращается в человека. В работе над Норой, кстати, совсем не хотелось рисовать – зато собрала целую коллекцию модельных барышень из глянцевых журналов.

– Все свободное время у вас занято хобби – вы рисуете, лепите, играете на пиле – это от актерской «недозанятости»?

– Совсем нет! У меня получается примерно 12 спектаклей в месяц. Но я еще успеваю, например, заниматься керамикой – хожу в мастерскую и леплю из глины чашки, бусы и всякую всячину. Сейчас побегу «молочить»! Раскаленное изделие после обжига опускают в молоко, и оно становится черным, это такой древнерусский способ. Недавно увлеклась ломографией – купила на блошином рынке советский пленочный фотоаппарат ломо-компакт. Прелесть его в том, что он искажает изображение и цвет – результат непредсказуем. Получается особый фантастический мир. Результат моей актерской работы всегда находится внутри меня, но, если я не на сцене, его невозможно увидеть, поэтому мне так важно зафиксировать своих персонажей на бумаге, а мир – на пленке. Уверена, что любые знания и умения со стороны только обогащают мою профессию.

– А для чего вам еще и йога?

– Для меня это дополнительный тренинг (действующему актеру архиважно обновлять самые разные техники, участвовать в тренингах и мастер-классах). А в йоге начинаешь преодолевать стереотипы, связанные со своим телом и сознанием. Хоп – и вот я стою на руках. Хоп – стою на голове. В «Зеленом шатре», например, мне приходится произносить текст и вниз головой, и в стойке на плечах, и с пережатой диафрагмой, и вертясь на турнике. В общем, плотное сочетание голоса и тела. Раньше я этого очень боялась. Когда преодолеваешь страхи, связанные со своим телом, легче преодолевать страхи обстоятельств, с которыми сталкиваешься в жизни.

СПРАВКА

Актриса Ольга БЕЛИНСКАЯ – выпускница последнего курса Мастерской Зиновия Корогодского. С 2003 года сотрудничала с Экспериментальной сценой Анатолия Праудина. С 2005 г. – с Театром Поколений. С 2011 г. – работает в театре Балтийский дом. Среди сыгранных ролей: Анна Ахматова («Поющие призраки», Экспериментальная сцена), Фро («Фро», Независимый проект, Приз за лучшую женскую роль на фестивале MonoBaltija, лауреат международного фестиваля Монокль), Порк, жена Тития (Титий Безупречный, ТЮЗ им. Брянцева), Нора («Кукольный дом», «Приют комедианта», номинация «Лучшая женская роль» театральной премии Санкт Петербурга «Золотой софит»). В театре Балтийский дом играет Аркадину («Чайка»), мать Паши («Антитела», номинация на лучшую женскую роль «Золотой маски», лучшая женская роль на международном фестивале «Белая вежа»), Ольку («Зеленый шатер»). В Балтийском доме репетирует роль Аллы в «Осеннем марафоне» (режиссер А. Праудин, премьера – в конце декабря 2013г).

"