Рус
Eng
На безымянной высоте

На безымянной высоте

6 ноября 2012, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
В Корпусе Бенуа Русского музея проходит выставка «Неизвестный художник». В рамках экспозиции демонстрируется две сотни живописных и скульптурных работ XVIII – XIX веков, авторство которых до сих пор не определено. В эпоху «имен» и «брендов» подобный выбор может показаться смелым (или странным). Однако если учесть, что

История искусства не ограничивается выдающимися фамилиями и признанными шедеврами. Ее целостность невозможна без нюансов художественного развития и по крупицам собранного контекста художественной жизни. Работы «массового уровня» – фон, на котором совершаются «прорывы», и в то же время «зона влияния», впитывающая, подобно губке, магистральные открытия. Подавляющее большинство представленных в экспозиции работ впервые покинули музейные запасники, и знакомство с ними интересно не только в художественном, но и в историческом плане. Более того, отсутствие на холсте громкого имени позволяет увидеть изображение освобожденным от «груза» присвоенной искусствоведческой наукой иерархической ценности. Восприятие становится более эмоциональным и интуитивным.

И вполне вероятно, что именно подобная незашоренность побудила устроителей прошедшей в Лондоне масштабной выставки «Отражение в зеркале», где в ряду прочих экспонировались произведения Веласкеса и Джорджоне, поместить на афишу и обложку каталога одноименную работу безымянного автора из коллекции Русского музея.

Картина «Отражение в зеркале» была приобретена музеем как работа неизвестного художника школы Алексея Венецианова в 1918 году. Высокий уровень живописного мастерства ее автора и нестандартная композиция заставили исследователей предположить, что полотно написал последний ученик Венецианова Григорий Сорока. К сожалению, при более углубленных исследованиях подтверждения данное предположение не нашло, и картина до сего дня числится в «безымянных».

И хотя шансы на установление авторства с годами не исчезают, немалое количество работ обречено остаться анонимными навсегда. Причины лежат как в специфике формирования музейных фондов, так и в исторических реалиях и особенностях художественных процессов. Так, в дореволюционный период значительным источником пополнения музейной коллекции являлся антикварный рынок, а после октябрьского переворота в музей стали массово поступать произведения искусства, изъятые из покинутых хозяевами квартир и особняков, экспроприированные из закрытых для служения церквей. Систематизировались подобные работы весьма условно: ограничиваясь подчас учетным номером и отметкой о принадлежности к «русской школе».

С другой стороны, значительно усложняют личностную идентификацию, например, корпоративный характер художественного сознания в допетровскую эпоху (художники трудились артелью, и отсутствовала традиция подписывать имя автора) или существенное сближение в живописи первой половины XIX века любительского и профессионального.

Выставка «Неизвестный художник» построена по тематическому принципу: «Парсуна и портрет петровского времени», «Императорские портреты», «Мундирные портреты», «Детский портрет», «Купеческий портрет», «Портреты духовных лиц», «Портреты и автопортреты художников», «Жанровые полотна, интерьеры, натюрморты», «Историческая живопись», «Аллегорические полотна» и «Городской пейзаж». В каждом разделе наряду с работами скромного качества присутствуют бесспорные шедевры, что и позволяет осмыслить историю русской живописи максимально многоцветно и полнозвучно.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter