Posted 5 ноября 2008,, 21:00

Published 5 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:56

Updated 8 марта, 07:56

Две брутальные секунды

Две брутальные секунды

5 ноября 2008, 21:00
Популярный французский драматург Эрик Эммануэль Шмитт широко представлен своими пьесами на московской сцене. Так, его «Распутник», который уже идет в Театрах сатиры и Романа Виктюка, теперь появился в афише Театра на Малой Бронной. Режиссер Владимир Петров дал спектаклю название Libertin, а исполнитель главной роли Ива

В ряду отремонтированных московских театральных зданий Театр на Малой Бронной кажется сироткой из детского дома. Облупившиеся стены, потертый плюш угрожающе скрипящих при каждом движении кресел странно гармонируют с публикой, состоящей преимущественно из дам пенсионного возраста. Привыкшие ходить в этот театр без всяких билетов – для заполнения рядов – дамы давно прониклись уверенностью, что этот зал – их. Не дожидаясь третьего звонка, они решительно занимают лучшие места и крайне неохотно уступают их по настояниям билетеров. Окликают друг друга по рядам, привычно проверяя, вся ли гвардия удобно расселась. Программки приобретать дамам накладно, а изучать афиши явно недосуг. Потому – спектакль уже начался, а по рядам идет шепот: «Маша, а что сегодня дают?» Ответ ошеломляющий: «Голого Ивана Шабалтаса!» Довольно скоро приходится убедиться, что высказанный в мини-рецензии «взгляд, конечно, очень варварский, но верный».

Оговоримся сразу: популярный актер Иван Шабалтас, играющий французского философа-энциклопедиста Дени Дидро, прозванного врагами Либертеном за чрезмерное женолюбие, действительно по ходу сюжета примерно на десятой минуте спектакля предстает в «натуральном виде» спиной к зрительному залу примерно на пару секунд. Никаких других «брутальностей» на сцене больше не будет. Но и приращений смысла не произойдет. Вот вам – великий просветитель Дени Дидро без покровов и прикрас, в натуральной простосердечности. Или словами портретистки мадам Тербуш выражаясь: обнаженная философия, без недомолвок и умолчаний.

«Распутник» Эрика Эммануэля Шмитта адресован отнюдь не любителям порнографии, а целомудренным буржуазкам. Эротическое содержание (философ, разбирающийся со своими женщинами) надежно упаковано в интеллектуальную обертку интеллектуальных разговоров. Герои ограничиваются гривуазными темами, скользкими намеками и игрой парадоксальными двусмысленностями. До собственно «распутства» – как акта действия – ни герои пьесы, ни драматург так и не доходят.

Дени Дидро экстренно пишет статью на тему «Мораль» в свою «Энциклопедию» (статья останется незаконченной) и проверяет моральные постулаты в своеобразных житейских обстоятельствах. Проповедует свободу секса женщинам, с которыми хочет переспать, и вносит коррективы в область безграничной свободы тела при общении с женой и дочерью, вспоминая об интересах общества, заинтересованного в незыблемости института семьи и брака.

Интеллектуальные разговоры, пересыпанные шутками разной степени сальности и удачными репликами-парадоксами, оттеняются у Шмитта мошеннической интригой двух женщин-соперниц, оспаривающих не только постель Дидро, но и желающих выкрасть его коллекцию картин, закупленных для русской императрицы.

Пьеса Эрика Эммануэля Шмитта (французского Рацера и Константинова в одном лице) довольно широко представлена в афише столицы: тут и постановка Романа Виктюка, и спектакль Андрея Житинкина на сцене Театра сатиры. Не говоря уже о хорошо знакомом любителям кино фильме с Венсаном Пересом и Фанни Ардан на тот же сюжет.

Режиссер Владимир Петров, судя по всему, не стремился ни к новому прочтению пьесы, ни к какой-то своеобразной ее трактовке. Сценограф Игорь Капитонов поставил на сцене стриженные в версальском духе кусты, вряд ли подражая оформлению Театра сатиры, скорее следуя общему шаблону «французской комедии». Наряды действующих лиц: атласные камзолы и халаты Дидро, сексуальные платья женщин, кудряшки волос также видены в сотнях вариантах. Интонации, мизансцены, музыкальный ряд – все давно привычно, знакомо и успело обветшать, как плюшевые кресла в зале, и облупиться от долгого употребления, как штукатурка стен. Решительно не понятно, зачем эта бульварная постановка средней руки и новому амбициозному руководителю Театра на Малой Бронной Сергею Голомазову, и режиссеру-интеллектуалу Владимиру Петрову. Ни одного художественного аргумента «за» найти не удается. И приходится согласиться с Машей из партера: сегодня дают просто голого Шабалтаса – Дени Дидро.

"