Posted 5 ноября 2007,, 21:00

Published 5 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:24

Updated 8 марта, 08:24

Простая формула

Простая формула

5 ноября 2007, 21:00
В театре «Школа современной пьесы» прошла премьера пьесы драматурга-дебютантки Ксении Степанычевой в постановке режиссеров-дебютантов – маститого и знаменитого Альберта Филозова и молодой Ольги Гусилетовой. Вопреки поговорке, «первый блин» вышел вовсе не комом, а вполне аппетитным, ароматным и в меру поджаренным.

На спектакле «2х2=5» много и с удовольствием смеются, а, выходя, насвистывают что-то вроде «мое сердце – лимон, твое – апельсин». Легкий юмор и изобретательность постановщиков, сыгранность актерской команды плюс обаяние новых лиц. Выходя из театра, ловишь себя на том, что со странным интересом вглядываешься в прохожих: а не вас ли я сейчас видела не сцене? Не эта ли девушка только что рассказывала, как познакомилась с будущим мужем, сидя у дома в чужих коньках? Не этот ли парень только что объяснял своей невесте, что любит и об этом уже ей говорил! Не эти ли девицы только что ехали в троллейбусе со свадьбы подруги, веселые, подвыпившие и по-особому возбужденные?

Лица, прически, наряды, манеры, голоса и типы дня сегодняшнего точно ухвачены и артистически воспроизведены. Актеры прекрасно владеют техникой мгновенной зарисовки-показа. Смешно, точно, артистично отыгрывая в коротких сценках- этюдах: то девушек с окраин, то современную бизнес-леди, то продавщицу пирожков, то юную оторву, привыкшую к вытрезвителям. В спектакле «2х2=5» примерно с десяток коротких скетчей разного достоинства, где участвуют десятки персонажей. Водитель автобуса, торговка пирожками, Сергей, Коля, Женя, Света, Ирина, мама – капитан милиции. Правда, мама появится в самом конце, потребует доложить, что без нее происходило, и, выслушав гору самых разных отчетов-частушек, прервет все это лирическое безобразие.

При том, что в тексте Ксении Степанычевой реалии советских времен (7 копеек, молоко по 36) перемешаны с приметами нашей действительности (мобильными телефонами и японскими ресторанами). Но режиссеры Альберт Филозов и Ольга Гусилетова расслышали и выделили главное: «шумы» улицы и говорок сегодняшних молодых, тех, кому от 16 и до 30.

Именно эти ребята толкаются на дискотеках, сидят в кафе, часами толпятся где-то у подъезда, пьют пиво, треплются по мобильному… И бесконечно обсуждают все ту же «тему, личную и мелкую, перепетую не раз и пять»: любит-не любит.

Самое обаятельное в этом жанровом спектакле – легкая ироническая интонация, идущая, похоже, от Альберта Филозова. Умудренный Бэмс из легендарной «Взрослой дочери молодого человека» точно рассматривает сегодняшних «детей улицы». Что носят, что поют, о чем говорят, как смотрят друг на друга. Как ведут себя в автобусе и у магазина, на остановке и на крылечке, дома и в гостях.

Смешная девчонка в тапках-собаках то предложит зрителям попробовать бутерброд с ее тарелки. То пробежится, удирая от старшей сестры по рядам, и сует ко рту сидящих микрофон для караоке. «Бородатые» театральные приемы тут не раздражают. Может, потому что Екатерина Чаукина просто отлично играет упрямую и остроумную младшую сестру Женю. А может, потому, что дистанция контакта с этим спектаклем подразумевает фамильярное похлопывание по плечу зала. Вот мы какие! Не узнаешь?

Стоящий за спинами зрителей Альберт Филозов, похоже, вглядывается не столько в своих актеров на сцене, сколько в зрительный зал. И может с удовлетворением констатировать на манер черного мага: люди как люди, не слишком изменились, по-прежнему их тянет к цыганкам, ромашкам, излияниям, хотя, конечно, сексуальная свобода их несколько испортила.

"