Posted 5 октября 2015,, 21:00

Published 5 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:21

Updated 8 марта, 03:21

Вот и вышел человечек

Вот и вышел человечек

5 октября 2015, 21:00
В рамках биеннале современного искусства столичный Мультимедиа Арт Музей (ММАМ) представил выставку американо-израильской художницы Михаль Ровнер. Госпожа Ровнер не боится тиражировать однажды найденный прием – ее «живописные полотна» создаются на плазменных экранах, и на каждом присутствуют движущиеся фигурки людей. С

Сразу при входе в музей вас встречает огромная проекция на всю стену: переливающаяся и колышущаяся световая масса в спектре от черного до белого. Словно увеличенная и «оживленная» абстракция Джексона Поллока. Лишь подойдя ближе, замечаешь, что это колыхание создают сотни людских фигурок-теней, двигающихся от одного края «картины» к другому. Некоторые держатся за руки, другие шагают один за другим. И все эти крошечные силуэты не штампованные, а словно выхваченные из реальности – каждый индивидуален (говорят, характер человека спокойно можно узнать по осанке и походке). Наверно, если постоять у экрана достаточно долго, можно заметить повторяющиеся типажи, но на вскидку кажется, что видео живет с тобой в одном ритме.

Перед нами, конечно, живопись – экранное пространство организованно как абстракция – притом живопись почти религиозная: время остановилось, история закончилась, душа вознеслась и смотрит на мир с небес или, если угодно, с верхнего этажа небоскреба.

Нередко творения госпожи Ровнер описывают как муравейник, за которыми наблюдает зритель-лесник. При желании можно увидеть в копошащейся массе какую-то логику, но завораживает именно это брожение. Хотя кое-какие смысловые подсказки дает и сама художница. Один из важных мотивов в этих «панорамах» связан с «Переходом»: вереница человечков тихо бредет среди всполохов марсианских далей. Кто-то замечает вечную тему одиночества в толпе, а также поиска путей народами и нациями, кто-то воспринимает все в преломлении сегодняшних проблем, например, проблемы беженцев. Если учесть, что Михаль Ровнер сама неравнодушна к теме холокоста и жертвенности (один из ее самых сильных проектов был посвящен детям, погибшим в концентрационных лагерях), и та и другая интерпретация – вполне верные.

Фото: С САЙТА МУЗЕЯ

Выставка в ММАМе дает еще один парадоксальный урок. Речь идет о западном, рафинированном отношении к форме. Так получается, что для наших художников и зрителей видеоарт или даже картина – это способ рассказывания историй. Мы всегда ждем действенного сюжета – только тогда можно чему-то сопереживать. Ровнер демонстрирует совершенно другой метод: это именно выразительная форма и ее вариации, тонкие переливы смыслов, которые рождаются не литературно, а визуально.

В этом плане выставку лучше порекомендовать не тем, кто хочет разобраться в геополитике, но тем, кто ищет подступы к поэтической абстракции. Человечки очень помогают сосредоточиться на нефигуративных, едва уловимых вещах.

"