Рус
Eng

«Параграфы» жизни

«Параграфы» жизни

«Параграфы» жизни

6 сентября 2012, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
Артцентр «Перинные ряды» представляет выставку печатной графики Пабло Пикассо из частных коллекций. Экспозиция символично озаглавлена «Параграфы»: работы относятся к разным периодам творческой деятельности художника. Размещены произведения на сконструированных в форме книжек-раскладушек стендах, обходя которые словно п

Огромное полотно-фреску, посвященное бомбардировке маленького городка близ Бильбао – Герники, Пикассо создал менее чем за месяц. В 1940-м на вопрос нацистского офицера, увидевшего на письменном столе репродукцию картины: «Это вы сделали?» – ответил: «Нет, это сделали вы». И добавил: «Можете взять себе на память».

...Впервые мир увидел «Гернику» во время Всемирной выставки в июне 1937 года, сама же картина, по свидетельству французского архитектора Ле Корбюзье, присутствовавшего на открытии испанского павильона, «видела в основном спины посетителей». Тогда же рецензент мадридского журнала «Сабадо графике» объявил картину «ужасной» и сделал предположение, что «возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Сполна досталось «Гернике» и от других критиков. Впрочем, весь выплеснутый негатив лишь в очередной раз подтвердил убежденность Пикассо в том, что «начинающего художника понимают лишь несколько человек, знаменитого еще меньше». Все вместе позволяет предположить, что демонстрация эскизов, показывающих «рождение» «Герники», «крупные планы» населяющих полотно персонажей внесут значительную лепту во взаимодействие произведения и зрителя. «Выделенные» из общего живописного пространства, распахнутые в немом крике рты, изломанные человеческие фигуры несут в себе глубоко личную частичку страха – пронизывающую и понятную.

С наработками к «Гернике» тесно связаны литографии из цикла «Война и мир». Война – сгусток отрицательной энергии, боли и хаоса; мир – умиротворение и надежда. Как и в своем масштабном шедевре, Пикассо фокусируется не на детализации реальных событий, а на ассоциативном ряде.

«Мать и ребенок».

«Голубой период» в творчестве художника был «спровоцирован» известием о смерти в 1901 году его близкого друга Карлоса Касагемаса. Как говорил впоследствии сам Пикассо, «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв». «Розовый» период длился с осени 1904 года до конца 1906 года: первые работы этого этапа творчества Пикассо – «Актер» и «Сидящая обнаженная» – были показаны на выставке в галерее Серюрье.

Бренность, тоска, меланхолия и тревога, струящиеся из представленных в экспозиции «голубых» работ, микшируются театральной аффектацией типажей «розового» периода. Жизнь видится разноцветной и не совсем безнадежной.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter