Posted 5 сентября 2011,, 20:00

Published 5 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:55

Updated 8 марта, 05:55

«На рандеву с классической литературой»

«На рандеву с классической литературой»

5 сентября 2011, 20:00
«На рандеву с классической литературой»

Один за другим открывают двери столичные театры. Худруки озвучивают планы сезона, и захватывающие дух перспективы заставляют кружиться головы даже закаленных газетных рецензентов. А театральные аналитики пытаются ухватить в пестроте имен и названий общие приоритеты сезона 2011/12, поскольку есть твердое ощущение очередной смены вектора общего движения театра. Пока теоретики осмысляют наступление эры «постдраматического», наш театр, похоже, в очередной раз посмеялся над всеми теориями. Названный визуальным и вне-словесным театр вновь обернулся к мировой литературе, и грядущий сезон обещает целый парад «романных постановок». И то, что казалось уходящей натурой, – становится трендом сезона. Когда-то Абрам Терц в «Прогулках с Пушкиным» заметил, что: «Всякий раз то, что – иногда сами же авторы – принимают за окончательный курс, называют каким-нибудь термином, течением и говорят: искусство служит, ведет, отражает и просвещает. Оно все это делает – до первого столба, поворачивает и – ищи ветра в поле». Мы с вами стоим у очередного поворота, и ветер перемен дует в лицо.

Действительно, от имен и названий складывается ощущение, что одну общую компактную полку пьес у наших режиссеров заменила хорошо подобранная мировая библиотека классических текстов. Среди авторов сезона – Булгаков и Шекспир, Достоевский и Мольер, Ибсен и Пушкин, Чехов и Веничка Ерофеев, Стриндберг и Бергман, Шиллер и Тургенев, Стоппард и Островский, Гришковец и Башевис-Зингер, Леонид Андреев и Юджин О`Нил. И среди всего – монументальной горой высится «Божественная комедия» Данте, к репетициям которой приступил Эймунтас Някрошюс (о совместном проекте Фонда Станиславского и литовского театра «Meno Fortas» читайте в ближайших номерах «НИ»).

В Петербурге в Малом драматическом театре – Театре Европы Лев Додин начинает сезон репетициями шиллеровской пьесы «Коварство и любовь» (в главных ролях – Елизавета Боярская, Даниил Козловский, Ксения Раппопорт). А в Александринке – по определению худрука театра Валерия Фокина – сезон пройдет «под знаком Достоевского». Сам мастер ставит «Игрока», а на Малой сцене молодой режиссер Ирина Керученко репетирует «Сон смешного человека». Ее учитель Кама Гинкас уже в октябре выпускает на Большой сцене старейшего российского театра – «Гедду Габлер», а Кристиан Люпа должен весной приступить к работе над «Анатэмой» Леонида Андреева. В БДТ Геннадий Тростянец готовит премьеру «Время женщин» по роману Елены Чижовой, а Андрей Бубень репетирует пьесу Мрожека «Пешком».

Первой премьерой московской осени станет мхатовская «Мастер и Маргарита» в постановке венгерского режиссера Яноша Саса, известного в России своими киноработами (в роли Мастера – Анатолий Белый). Другой не менее известный роман Булгакова переносят на сцену в «Мастерской П. Фоменко». Режиссер Иван Поповски и актер Кирилл Пирогов приступили к репетициям «Театрального романа».

Московский сезон в этом году, как никогда, богат юбилеями. Свое 90-летие отмечает РАМТ, который в конце сентября показывает мировую премьеру «Rock’n’Roll» Тома Стоппарда в постановке Адольфа Шапиро. В Театре имени Вахтангова в юбилейный, 90-й, сезон художественный руководитель Римас Туминас готовит проект «Пристань»: в небольших сценических новеллах (по произведениям Шекспира, Миллера, Де Филиппо, Бунина) главные роли сыграют корифеи театра – Владимир Этуш, Юлия Борисова, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Людмила Максакова, – своего рода коллективный бенефис труппы.

Наконец, 100-летие Аркадия Райкина отметит «Сатирикон». В планах театра – юбилейный вечер, и памяти великого артиста посвящена новая работа театра – «Маленькие трагедии» Пушкина в постановке Виктора Рыжакова (в спектакле занят Константин Райкин).

Знаменательным станет этот сезон и для Театра наций, заканчивающего реконструкцию здания в Петровском переулке (бывший Театр Корша). Первой премьерой станет «Фрекен Жюли» Стриндберга в постановке известного немецкого режиссера Томаса Остермайера (в главных ролях – Евгений Миронов и Юлия Пересильд).

В Театре Маяковского, который весной возглавил Миндаугас Карбаускис, – первой премьерой станет «Месяц в деревне» Тургенева в постановке Александра Огарева с Евгенией Симоновой в главной роли. Сам Карбаускис приступит к репетициям «Талантов и поклонников» Островского. В летних интервью новый худрук Маяковки также обещал, что в его театре возникнет площадка для молодых режиссеров.

Новое режиссерское поколение продолжает также активно работать в РАМТе и «Современнике», рискнувших дать им стартовую площадку и выигравших несколько интересных постановок. На большой сцене РАМТа Егор Перегудов репетирует мольеровского «Скупого». В «Современнике» Кирилл Вытоптов работает над «ГенАцидом» по роману Всеволода Бенигсена, а Екатерина Половцева – над «Осенней сонатой» Ингмара Бергмана (в главных ролях Марина Неелова и Алена Бабенко). Их учитель Евгений Каменькович готовит поэму Иосифа Бродского «Горбунов и Горчаков» на Малой сцене «Современника». А Сергей Женовач выпускает «Скучную историю» в Малом театре (в главной роли – Юрий Соломин) и «Москва-Петушки» по Веничке Ерофееву в своей «Студии театрального искусства».

Автор – театральный обозреватель «НИ».

"