Posted 6 августа 2020,, 07:03

Published 6 августа 2020,, 07:03

Modified 7 марта, 14:49

Updated 7 марта, 14:49

Кому нужна такая музыка? Музыканты не хотят играть в полупустых залах и бесплатно

Кому нужна такая музыка? Музыканты не хотят играть в полупустых залах и бесплатно

6 августа 2020, 07:03
Правила концертной и театральной жизни, которые ввели чиновники в связи с пандемией, изолируют эти виды искусства и делают их существование практически невозможным

О важной проблеме, возникшей в результате пандемии коронавируса пишет в своем блоге известный пианист и композитор Антон Батагов, который считает, что отношение властей к музыкантам в России не объясняется никакой логикой:

«Московские залы продают билеты на концерты первой половины сезона, и, собственно, концерты уже начнутся в ближайшие дни. Конечно, это хорошо. Но есть одна вещь, омрачающая эту радость: пока разрешено заполнять не более половины мест. А фактически, с учетом конфигурации залов – это примерно 40 процентов. Разумеется, залы не могут оставаться закрытыми, а музыканты не могут существовать без концертов, поэтому и организаторы, и музыканты вынужденно принимают такие правила игры.

Но лично я, уж простите, эти правила принять не согласен. Вот почему.

Почти всё уже вернулось к обычному режиму работы. Кроме концертно-театральной жизни. Магазины и рестораны работают, общественный транспорт ездит, самолеты летают, стройки строятся, церковные службы служатся, итд. Но ведь, например, кресла в самолетах теснее, чем в большинстве залов, то есть люди сидят ближе друг к другу, чем на концерте. Самолет (или, скажем, сапсан) – это небольшое замкнутое пространство (опять же, с залом не сравнить), и вероятность заразиться там намного выше. А уж в метро и во многих других местах расстояние между гражданами равно нулю. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Но так есть. И при этом вот такая рассадка в залах – это, мягко говоря, нелогично. Люди, пришедшие на концерт, попадут туда не из вакуума. А когда они будут входить в зал, они, что, будут стоять в двух метрах друг от друга и от сотрудников зала, проверяющих билеты, продающих программки и желающих приятного вечера?

Кстати, дистанция в 1,5 – 2 метра на самом деле неэффективна. Если интересно – почитайте об исследованиях, проведенных этой весной. Чтобы дистанция действительно гарантировала невозможность заразиться, нужно минимум 7-8 метров. То есть вот эти вот 1,5-2 м – это некая условность, которая только превращает людей в параноиков. Разумные меры очень просты: не выходить из дома, если ты заболел, а в здоровом состоянии применять антибактериальные средства, выходя "в люди". Но мир теперь живет по законам, в которых здравый смысл отсутствует. Страх парализовал способность думать и действовать адекватно.

Врачи в этой ситуации оказались буквально сверхчеловеками. Они делают свое дело на грани (и за гранью) возможного, за что им поклон и респект. А мы, обычные люди, теперь пытаемся восстановить жизнь, разрушенную "противовирусными мерами". В разных странах степень разрушений разная, но всюду – похожие процессы. Вирус этот теперь пребудет с нами всегда, поэтому необходима осознанность и ответственность каждого человека перед собой и окружающими. Этого вполне достаточно. А все эти приказные правила только мешают.

Функционирование залов (то есть жизнь музыкантов и организаторов) зависит от продажи билетов. Это механизм, который давно просчитан во всех деталях. Если уменьшить количество мест в 2 с лишним раза, то в лучшем случае можно будет "выходить в ноль". Спросите любого менеджера в любой стране. Тогда уж было бы честнее просто приказать: "отныне музыканты играют бесплатно, менеджеры работают тоже бесплатно, а лучше - ищите себе другую работу."

Я считаю (и не только я), что это нехорошо по отношению ко всем, кто выходит на сцену, и ко всем, кто занимается организацией. Я не хочу сказать, что у людей других профессий всё в порядке, а вот именно музыканты оказались в самой худшей ситуации. Понятно, что всем очень трудно. Но вот такие правила концертной и театральной жизни изолируют эти виды искусства и делают их существование практически невозможным. Я, безусловно, понимаю коллег, которые в ближайшее время выйдут на сцену, но вряд ли их мнение сильно отличается от моего. И было бы хорошо, если бы те, кто издает распоряжения, прислушались к этому. И просто к голосу здравого смысла...»

Итак, я пока не знаю, когда "человек станет радугой", не знаю, когда будут "Письма Рахманинова" и две других сольных программы. И не знаю, когда случится "оптический обман" (это Пушкин с Хармсом).

Я буду рад вернуться к планированию концертов, когда будет разрешена нормальная рассадка в залах. Мы надеемся, что это будет скоро.

"Вот какие большие огурцы продаются теперь в магазинах!" (Даниил Хармс)...»

Читатели блога в основном согласились с автором. Так Марина Егорова пишет о вопиющей несправедливости в отношении музыкантов и артистов:

«Согласна с Вами. У нас пока работает Мариинский театр. Все три смены. При входе мерят температуру, зрители должны быть в масках и в перчатках. Шахматная рассадка. А в метро только процентов 30 в масках, хотя распоряжение губернатора никто не отменял. И температуру никто не мерит. Заразиться гораздо больше шансов, чем в театре...»

Пианистка Елена Кушнерова солидарна с Батаговым:

«Тоже не собираюсь играть в таких условиях. Тем более, что залы у меня небольшие, если они будут заполнены на 40%, то это значит, что мне надо играть совершенно бесплатно и к тому же, в ущерб своему чувству (кому нравится играть перед полупустым залом). Так как я не вижу в ближайшие годы возможности нормально функционировать, по-видимому, вообще придётся с этим делом завязать. Так как после перерыва в год... выходить на сцену... в общем, большие сомнения на эту тему...»

Наталья Монастырская обратила внимание на проблему восприятия такой музыки:

«С пониманием отношусь к проблемам музыкантов и организаторов концертов. Добавлю, что и публике вряд ли можно будет комфортно и должным образом воспринимать музыку сидя в масках. Так что пока не снимут ограничения буду слушать музыку дома...»

"