Рус
Eng
Взгляд за «оболочку»

Взгляд за «оболочку»

6 августа 2015, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
В Мраморном дворце Русского музея проходит выставка «Как это начиналась…», представляющая живопись и графику двух последних десятилетий одного из основателей немецкого неоэкспрессионизма Георга Базелица. «Реальность – это сама картина, но совсем не то, что на картине», – утверждает художник, запечатлевая на бумаге или

Воспоминание и наблюдение становятся фундаментом для «новой реальности», воссоздаваемой Базелицем нарочито простыми художественными средствами. Но эта простота мнимая. Или, вернее сказать, внешняя, скрывающая замысловатость интерпретации. В то же время истолкование объекта может практически не пересекаться с его оригиналом. «Ведь никогда познание природы или описание красоты не приводило к по-настоящему новым результатам, – уверен Базелиц. – Я не думаю, что, если лучше присматриваться, можно написать лучшие картины, чем уже существующие. Не в этом задача живописи. Для меня видимое – только оболочка».

Возникший в конце 70-х годов прошлого столетия неоэкспрессионизм явился «ответом» на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х. Неоэкспрессионисты отрицали традиционные стандарты композиции и изобразительную «лакировку», выводя на авансцену двойственность и остроту эмоционального восприятия окружающей жизни и ее ценностей.

…Ханс-Георг Керн (настоящее имя художника) появился на свет 23 января 1938 года в городе Дойчбазелице (Саксония). Из Высшей школы изобразительного и прикладного искусства Восточного Берлина, куда он был принят в класс живописи в 1956 году, был исключен по окончании второго семестра «по причине политической незрелости». Профессиональное образование юноша получил в Высшей школе изобразительного искусства Западного Берлина, где его наставником стал абстрактный экспрессионист Ханн Трир. Псевдоним Георг Базелиц ярко заявивший о себе в 1960 году серией «Портреты Райски» молодой художник взял в 1961 году по названию родного города.

В начале творческого пути находившийся в оппозиции к абстрактному искусству Базелиц действовал подчас провокационно, смело экспериментировал с предметной живописью и всячески демонстрировал неприятие современного ему изобразительного искусства. Сегодня, завоевавший исключительное место на арт-небосклоне 1960 годов, немецкий неоэкспрессионист принадлежит к числу самых дорогих из ныне здравствующих художников.

В постоянной экспозиции Мраморного дворца находится одно из ключевых произведений Базелица – написанный им в 1977 году диптих «Бутылка и орел» (на фото). Основная часть работ, экспонируемых на временной выставке, предоставлена музеем Альбертина из Австрии.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter