Рус
Eng
Что осталось за кадром

Что осталось за кадром

6 августа 2015, 00:00
Культура
Ирина МУСТАФИНА
Празднование 125-летия со дня рождения одного из самых известных в мире советских зодчих Музей архитектуры имени Щусева совместил с популяризацией его творчества. Объяснять, чем же знаменит Константин Мельников, решили разными способами: написали книгу о его работах, по маршруту к сохранившимся зданиям пустили экскурси

Запечатлеть современный облик легендарных зданий Мельникова предложили не только профессиональным фотографам (многие из которых выпускники и студенты Школы Родченко и Британской школы дизайна), но и пользователям «Инстаграма», для чьих работ и придумали одноименный хэштег #мельников125.

Однако, судя по реакции пришедших на выставку, к «Инстаграму», как к малой форме современного фотоискусства, отношение весьма скептическое. Стенд с любительскими снимками большинство посетителей обходит стороной, в лучшем случае окидывают быстрым взглядом. И, надо сказать, зря: некоторые снимки ничуть не уступают фотографиям профессионалов, по крайней мере, в идейном отношении.

В целом же все работы, выставленные в Аптекарском приказе музея, демонстрируют разные пути восприятия мельниковской архитектуры. Среди фотографий есть и общие планы, показывающие, как постройки эпохи авангарда коррелируют с современным городским ландшафтом (Денис Есаков, Филипп Седов, Ольга Алексеенко) – фотодокументы, несомненно, важные, но в большинстве своем маловыразительные и оттого скучноватые. Другие снимки полностью не воспроизводят архитектурные объекты, концентрируясь на малозаметных, на первый взгляд, деталях и ракурсах (Раиса Михайлова, Юлиана Науменко). Получается конструктивизм в конструктивизме – памятники архитектуры XX века становятся основой для художественных фотоэкспериментов в духе Родченко. Использование различных средств выразительности открывает вдоль и поперек изученные здания с совершенно неожиданных сторон. Например, на черно-белых снимках они кажутся более динамичными, чем при цветной съемке.

При этом от выставки в итоге остается двойственное впечатление. Целая серия фотографий свидетельствует о забвении и разрухе, в которых пребывают нынче некоторые здания архитектора Мельникова. На снимках фасад Гаража Интуриста с отслоившейся штукатуркой выглядит как текстурный арт-объект. Но с бытовой точки зрения эта обветшалость ничего, кроме грусти не вызывает.

С другой стороны, может быть, и нет повода печалиться. Несколько месяцев назад завершилась реконструкция Дома культуры имени Русакова, построенного по проекту Мельникова в 1929 году, а сегодня принадлежащего Театру Виктюка. Сдвинулась с мертвой точки ситуация вокруг Дома в Кривоарбатском переулке. Наконец, специально к праздничным мероприятиям отреставрировали несколько оригинальных чертежей выдающегося архитектора, которые, кстати, тоже представлены на выставке. И, если тренд «Мельников 125» в скором времени не канет в лету, есть небольшая надежда, что заботиться о его наследии будут не только в юбилейный год.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter