Posted 5 августа 2014,, 20:00

Published 5 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

Москвич в четвертом поколении

Москвич в четвертом поколении

5 августа 2014, 20:00
В Москве на 78-м году жизни скончался известный писатель-прозаик и сценарист Владимир Орлов. «Владимир скончался сегодня ночью дома от продолжительной болезни», – сообщила вдова писателя Лидия Орлова.

Свои «Автобиографические заметки» Владимир Орлов начал словами: «Я – москвич в четвертом поколении (предки же мои были подмосковными можайскими и дмитровскими). И проза моя – моск овская». Действительно, Москва, ее топография, ее причудливые обитатели стали чуть ли не главными персонажами творчества Орлова.

Поступив на факультет журналистики МГУ, он в течение пяти лет ездил со своей Первой Мещанской до Моховой. Как вспоминал сам, «годы те – конец пятидесятых – были шалые, весело-мечтательные, с брожением умов и идеалов. На факультете больше митинговали и творили, нежели учились. Меня в ту пору привлекало кино. Я простодушно полагал, что именно кино заменит собой литературу, живопись и музыку». Но болезнь родителей резко изменила беззаботное течение студенческой жизни. И чтобы добыть заработки, Владимир Орлов поступил репортером знаменитой тогда четвертой полосы «Советской России». В 1957 в качестве корреспондента впервые поехал в командировку в Сибирь, сначала на алтайскую целину, потом на Енисей. Дипломную работу Владимира Орлова составили очерки о строителях дороги Абакан – Тайшет. После окончания института его пригласили в «Комсомольскую правду», где писатель и проработал почти десять лет. Днем писал газетные репортажи и очерки... Ночью – вещи более протяженные. В 1960 году вышел цикл очерков – «Дорога длиною в семь сантиметров». А три года спустя в журнале «Юность» был опубликован роман «Соленый арбуз», вызвавший шумный отклик. Роман экранизировали, спектакли по нему шли в театрах Москвы, Минска, Красноярска. Потом в 1968 году – роман «После дождика в четверг».

И в 1969 году Орлов из «Комсомолки» уходит на вольные писательские хлеба, которые, как замечал сам автор, «оказались тощими и трудно обретаемыми». Почти семь лет его новые вещи не издавались. Тексты доходили до типографии и снова рассыпались. Застопорилась публикация в «Новом мире» нового романа «Происшествие в Никольском». Заработок давали внутренние рецензии, и от отчаяния – перевод для Детгиза повести «с лезгинского».

Перелом наступил с публикацией романа «Альтист Данилов» в 1980 году, который положил начало серии произведений писателя в стиле фантастического реализма. Действие романа разворачивалось в Москве, увиденной с высоты демонского полета. Эта книга стала первой частью цикла «Останкинские истории» (в цикл также вошли «Аптекарь», «Шеврикука, или Любовь к привидению».

С 1989 года Владимир Орлов стал сотрудником Литинститута. До этого долго вести семинары не соглашался. Как объяснял сам, «отказывался, полагая, что неспособен к этому занятию и что вообще нельзя кого-либо научить стать писателем (ну, не писателем, литератором, я чрезвычайно уважительно, даже с трепетом отношусь к слову «писатель», себя же держу в разряде сочинителей). Но с ходом времени понял, что, как человек, более литературно-переживший, могу помочь творческому развитию семинаристов. Занятия увлекли меня, стали мне интересны, а в дрязге нынешней смуты и свары принесли и столь необходимое человеку ощущение полезности собственных дел».

Занятия со студентами дали новое творческое дыхание. И до самого конца писатель активно и много работал. Последняя книга – «Земля имеет форму чемодана» – увидела свет в 2013 году.

"