Posted 5 августа 2013,, 20:00

Published 5 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:48

Updated 8 марта, 04:48

Нестандартные подходы

Нестандартные подходы

5 августа 2013, 20:00
В конце прошлой недели стало известно, какие анимационные проекты поддержит Минкульт. В последние два года власть наконец осознала важность развития мультипликации. Так что теперь государство дает аниматорам больше денег и строит планы за пять лет увеличить количество мультиков чуть ли не вдвое. Однако благие устремлен
Сюжет
Деньги

В пятницу Министерство культуры опубликовало список анимационных проектов, которые получат в этом году финансирование. Нынешний государственный конкурс мог бы стать скандальным: в кулуарах говорилось, что без денег останутся сериалы. Продюсеры переживали, ведь даже крупные проекты находятся в зависимости от дотаций: «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины», «Белка и Стрелка» – все получают государственные грошики. Но Минкультуры не подвело, все эти названия есть в заветном списке наравне с «Горой самоцветов», новыми «Веселыми каруселями» и авторскими короткометражками для взрослых. Осенью в Фонде кино за гранты будут соревноваться полнометражные картины. Судя по минкультовским отчетам, на данный момент при госфинансировании производятся 10 полнометражных фильмов для детей и юношества, включая анимационные проекты, а к 2018 году их количество должно удвоиться.

Однако в отчетах министерства нет информации ни о качестве произведенных фильмов, ни о том, сколько денег государство на них выдает, ни о том, выходят ли фильмы на экраны (а ведь бывает и так, что студии, отчитавшись перед Минкультом полуфабрикатом, кладут свое недокино на дальнюю полку и получают новый грант). Вся эта информация остается за скобками. Спору нет, государство у нас поддерживает анимацию. Вопрос в том, как именно оно ее поддерживает.

Вот кое-что из новых начинаний. В июне этого года Министерство труда решило разработать профессиональные стандарты для специальности «художник-аниматор». Художник-аниматор – чуть ли не главное звено в производстве мультфильма: именно он создает бессчетное множество рисунков, из которых складывается потом движение персонажа. А наличие профессиональных стандартов поможет не только студиям, но и учебным заведениям – при создании образовательных программ. Формирование профстандартов – дело непростое: в техническом задании Минтруда написало, что нужно опросить 200 экспертов и 50 организаций, учесть международный опыт, провести 3 круглых стола с сотней участников и т.д. На выполнение этих работ был объявлен государственный тендер стоимостью 600 тыс. рублей. За получение гранта соревновались Ассоциация анимационного кино России (ААКР), которая бралась выполнить работу за 500 тыс., и ООО «Техно-ресурс», которому нужен был гонорар в 570 тыс. Как ни странно, но грант получил именно «Техно-ресурс» – пермская компания, совершенно никакого отношения к анимации не имеющая и известная только тем, что она периодически выигрывает государственные тендеры.

Еще пару лет назад анимационной политики у нас в стране просто не было. Выдавая деньги на мультфильмы, государство скорее откупалось, чем вкладывалось в развитие. Ситуация изменилась после встречи аниматоров с Владимиром Путиным в июне 2011 года: финансирование увеличилось и стало дифференцированным, многие художники получили заслуженные награды и звания, начали разрабатываться профстандарты, «Союзмультфильм» стал восстанавливаться, и даже в продвижении нашей анимации за рубежом государство стало принимать участие (например, уже второй год поддерживает коллективный русский стенд на анимационном рынке в Аннеси).

Одним словом, много всего делается из благих побуждений, но получается часто все наоборот. Взять хотя бы фестивальное продвижение авторской анимации, которым озаботилась недавно Ассоциация анимационного кино. Наш фестивальный рейтинг снижается с каждым годом и не в последнюю очередь потому, что у студий и режиссеров нет денег на хорошую презентацию своих проектов. Ассоциация планирует делать рассылку лучших российских мультфильмов по фестивалям, сопровождать диски хорошими презентационными материалами и в случае интереса со стороны фестиваля привозить российских режиссеров. Минкульт выразил готовность поддержать в том числе фестивальные поездки режиссеров, чьи фильмы отобраны в конкурс… и попросил предоставить их список на год вперед. Видимо, чиновникам невдомек, что результаты фестивальных отборов заранее предсказать невозможно.

Конечно, ничего страшного не произойдет, если режиссеры не попадут на международные смотры, но, к сожалению, фестивальные призы – это не просто престиж страны, но и увеличение шансов для совместного производства, зарубежной дистрибуции и прочих коммерчески выгодных и даже необходимых вещей.

"