Posted 5 августа 2003,, 20:00

Published 5 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Виктор Сухоруков: «Мое поколение живет под угрозой разрыва сердца»

Виктор Сухоруков: «Мое поколение живет под угрозой разрыва сердца»

5 августа 2003, 20:00
Виктор Сухоруков: «Мое поколение живет под угрозой разрыва сердца»

В эти дни в Ялте проходит российско-украинский фестиваль «Кино-Ялта-2003». Одним из событий которого стала картина «Бедный, бедный Павел», где главную роль сыграл Виктор Сухоруков. Незадолго до премьеры популярный актер любезно согласился ответить на вопросы «Новых Известий».

– Павел Первый не самый любимый народом император. Как вы относитесь к этому человеку?

– Во-первых, Павел был очень сильным человеком. Он принимал такие решения, издавал такие указы, каких никто из императоров России не мог себе позволить. За это его ненавидело дворянство. За это же ненавидели позже и большевики. С кем боролся Павел? С олигархами! У него не было опоры – не было того слоя населения, который бы его в этой борьбе активно поддержал. Но главная сила и слабость Павла в другом: он был страшно совестливый человек.

– Историки утверждают, что Павел не просто наказывал казнокрадов из высшего сословия, а только тех, кто был в фаворе у Екатерины?

– Когда Павел вятского губернатора отправлял на каторгу за воровство, конечно вятский губернатор кричал: «Я не воровал, это император мстит мне за то, что я был приближенным его матери!» Вокруг Екатерины было много всякого отрепья, и единственным аргументом этих людей, единственным их оправданием была ложь!

Павел был очень грамотный, умный, но преждевременный царь. А кто его убил? Не крестьяне, не батраки, не чернь, а высшие из высших – люди, которые были на самом верху и по чинам, и по статусу. И где его убили? В спальне. Беззащитного. Полуголого. Все говорят, будто он прятался за ширмой. Да нигде он не прятался и никуда не убегал, он принял смерть мужественно, потому что знал: готовится заговор, и во главе заговорщиков его ближайший соратник и помощник. После съемок, я вдруг захотел узнать, а какую прожили жизнь те люди, которые убили своего императора?

– Какую?

– Хорошую. Но возникает вопрос, а как же бог? Они же были верующими людьми? И вдруг эти верующие, нажравшись шампанского, ввалились в спальню к помазаннику божьему и измордовали его так, что у него лица не осталось. Павла двое суток зашивали, гримировали. Увидев отца в гробу Сашка (его сын), упал в обморок. Императора даже на катафалк положили в треуголке, чтобы народ не видел, что с ним сделали. Это как же его метелили! А ведь эти убийцы присягали ему на верность?!

– Хорошо, оставим в покое Павла. Виктор Иванович, вы сегодня востребованы, популярны, вас узнают на улицах. Вы чувствуете себя звездой?

– Нет. Езжу в метро, хожу в магазины, по рынкам. Меня учили профессии, но не учили быть звездой. И славу я уже давно ковыряю, как буханку хлеба. Так и отламываю понемногу – сам ем, и людям даю. Ведь, мне ясно, что я продукт своей страны, своей профессии, своего окружения. Я популярен? Ну что ж, значит, заслужил. Я не покупал этого, я работал. И не брезговал ползти и подпрыгивать как вертолет, потому что летать не умел.

– В последний раз мы виделись в Питере, вы тогда жили на Невском. Теперь вы москвич?

– Да вот недавно переехал в московскую квартиру.

– Квартира большая?

– Небольшая, двухкомнатная. В хорошем доме на Проспекте Мира. Впервые за всю свою жизнь, живу с окнами в огромный, зеленый двор! Счастье.

– И домработница у вас есть?

– Боже упаси. Если я одинокий человек, это не значит, что я живу в монастыре! У меня есть, кому убрать, есть, кому суп сварить. В этом отношении я не одинок. Я одинок по сути своей.

– Вы убежденный холостяк?

– Нет, я бобыль. (Тяжко вздыхает). Но я к этому привык. Я уже бывал и в одиночестве, и в толпе, и любим, и презираем. Я судьбою размят, я пластичен, а это значит, я мудр, опытен. А что касается неустроенности в личной жизни – я так скажу: пустоты в жизни не бывает. Жизнь всегда чем-то заполняется, и люди, которые не могут заполнить ниши в собственной судьбе начинают уничтожать, сжигать себя. Нельзя быть избалованным – это противопоказано для жизни. Избалованные люди слабы. У меня было достаточно боли и одиночества, поэтому я сильный. Мало того я бегу, мчусь, и часто приходя домой, сажусь пить чай и говорю себе: «Вить, не торопись, спокойно живи, потому что большую часть жизни ты уже прожил». Дальше надо пришпорить коней. Почувствовать и насладиться духом, телом. Сегодня мое поколение мужиков живет под угрозой разрыва сердца – у нас лопаются сосуды, рвутся нервы, наваливаются параличи и прочие простатиты. У меня сейчас критический возраст. Поэтому хочу жить не быстро, а лихо. Не спешно, но успеть как можно больше. Я хочу быть интересным, а самое главное нужным. Я прекрасно понимаю, что если вдруг выйду и упаду замертво – общественной памяти хватит только на мой некролог (горько усмехается). Люди замрут на секунду, и побегут дальше.

– Что изменилось с переездом в Москву? Ведь Москва – жестокий город?

– Конечно, я отдавал себе отчет, что со мной здесь может случиться все что угодно. И не успел въехать на Красной стреле в златоглавую, как она тут же стала меня проверять на прочность. Стала меня цеплять так, что мало не покажется. Я даже, не скрою, испугался, насторожился, у меня уши горели, я спать не мог. Но потом понял – Москва меня испытывает, искушает.

– Искушает чем?

– Тусовками, банкетами, музыкой, песнями, гульбищами…

– Да вы же хитрый, вы самого черта обыграете!

– А потому черти меня и побаиваются. Так и играем. И самое удивительное, Москве это нравится.

Справка «НИ»

Родился 10 ноября 1951 года в Орехово-Зуево. В 1978 году окончил ГИТИС. В 1978–1982-м – актер Ленинградского академического театра комедии им. Н.П.Акимова. В 1986–1993-м – Театра имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский Дом»). В 1993–1995-м – актер Государственного театра драмы и комедии на Литейном. С 1995-го – снова в Театре Комедии. Основные театральные работы: «Женитьба Белугина» (1987), «Дракон» (1988), «Да здравствует глупость!» (1991), «Дети райка» (1991), «Кремлевские куранты, или Приезжайте к нам лет эдак через...» (1994), «Клавир для начинающих карьеру» (1996), «Мой вишневый садик» (1997), «Влюбленные» (1998). Виктор Сухоруков знаком кинозрителям по фильмам «Бакенбарды» (1990), «Комедия строгого режима» (1992), «Замок» (1994), «Брат» (1997), «Все мои Ленины» (1998), «Про уродов и людей» (1998), «Бандитский Петербург» (2000), «Брат-2» (2002), «Сказ про Федота-стрельца»; «Антикиллер» (2002), «Бедный, бедный Павел» (2003).

"