Posted 5 июля 2012,, 20:00

Published 5 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:28

Updated 8 марта, 05:28

Традиции поддержали маслом

Традиции поддержали маслом

5 июля 2012, 20:00
Выставочный проект «Традиции и современность» умело притворяется солидным мероприятием, в котором участвуют такие звучные организации, как Академия художеств или министерства бывших союзных республик. На деле же вся экспозиция напоминает арт-ярмарку, где каждый желающий может присмотреть роскошное украшение на сцену. И

Перед самым входом в Центральный Манеж, словно привидение, возвышается белый конь с всадником, вскинувшим руку в духе древнеримского приветствия. Это гипсовая фигура (местами обвалившаяся) генерала войны 1812 года Алексея Ермолова из мастерской Александра Бурганова. Фестиваль «Традиции и современность» выбрал его в качестве патриотического эпиграфа, намекнув на юбилей русско-французской военной кампании 1812 года. Однако внутри огромного выставочного зала про войну и битвы быстро забываешь. Здесь царит атмосфера великосветского салона, дорогого антикварного магазина и рублевских апартаментов.

Вначале идут просторные рекреации с красным бархатом и арками, где выставлены академические мэтры (Таир Салахов, Зураб Церетели). Чем дальше вглубь, тем пространства меньше, красный цвет пропадает, а мастодонтов масла и кисти сменяют любители (музыкант Андрей Макаревич, модельер Вячеслав Зайцев, хореограф Владимир Васильев), графика (Михаил Шемякин) и разного рода сувениры, пейзажи для столовых и прочий ширпотреб любого арт-рынка.

Впрочем, устроители смотра заявили тему, которая могла бы приподнять затею на новый качественный уровень. Речь идет о представительстве делегаций из бывших союзных республик. Тон в этом случае задает Таир Салахов. Однако по домотканым коврам, повторяющим его ранние картины (дочка Айдан на лошадке, одноименное полотно хранится в Третьяковке), становится понятно, что здесь он – не для «современности», скорее, чтобы обозначить «традиции» и выгодно их конвертировать. И совсем уже оторопь берет в зале, который представляет (как явствует из огромной подписи) Министерство культуры и туризма Азербайджана. Министерство выбрало художника Рашада Мехметиева, чьи выспренно-салонные работы словно пародируют дворцовый стиль местных олигархов. Академия художеств выставила привычный набор масштабных холстов Зураба Церетели с фигурами, которые были бы очень хороши, если бы не производились президентом АХ в каких-то немыслимых количествах.

Водоразделом в путешествии от мэтров к типичным обитателям художественных лавок служит многометровая этажерка «Небесный лифт», собранная из картин Александра Гречаника. Эдакий оммаж семидесятникам (в том числе и висящему поблизости Шемякину) в коричневых тонах. Дальше начинается подлинный раздрай: от красных маков в духе Бруни (это когда живописец выдавливает на холст весь тюбик с киноварью), через «ковры из пуговиц» (и это не шутка), вплоть до переливающейся мозаики Алексея Чиркова, где в генеральском мундире времен Николая II запечатлен – ни много ни мало – Дмитрий Медведев. Автор вместе с представляющим его журналом «Роскошный дом» явно рассчитывают на патриота, отправляющегося на личный прием в Кремль и изыскивающего достойный презент.

Еще один казус ожидает у стенда, который громко назван «Манизер – Союз художников». Заголовок может ввести в заблуждение – кажется, будто реальный СХ представляет работы сталинского скульптора Матвея Манизера (самое известное его произведение – статуи на станции метро «Площадь Революции»). Но, как выясняется, речь идет о семействе Манизер, где тон задают женщины с домашними поделками и чисто декоративными радостями.

Нужно отдать должное руководству «Манежа», которое после почившей (или почти заброшенной) ярмарки «Арт-Манеж» нашло ей достойную замену и завуалировало ее громкими эпитетами и раздачей призов за хранение традиций и улучшения современности. В любом случае, если вы метите в высокородные госмужи или даже соседствуете с обитателями Рублевки, сюда вам прямая дорога. Наша новая «аристократия» выросла именно на этом искусстве.

"