Рус
Eng
Авиньонская аномалия

Авиньонская аномалия

6 июля 2011, 00:00
Культура
Ольга ЕГОШИНА
За годы существования Авиньонский фестиваль стал не только образом жизни маленького прованского городка, но и главным театральным событием европейского лета, местом притяжения для деятелей сцены и театральных фанов всего мира. В этом году программу фестиваля сформировал молодой французский танцовщик и хореограф Борис

По традиции программу Авиньонского фестиваля составляет специально приглашенный художественный руководитель, чьи вкусы и определяют лицо фестиваля. Каждый из худруков, опираясь на собственные вкусы, цели и ценности строит «свой Авиньон», свой художественный образ современного мира. Талантливый, яркий, высокопрофессиональный мир Томаса Остермайера (он руководил авиньонской программой в 2004 году) решительно непохож на красочный, визионерский мир Ромео Кастелуччи (2008 год). От обоих решительно далек парадоксалист и перфекционист Кристофер Марталлер, сформировавший прошлогоднюю программу (самыми яркими впечатлениями были две его собственные постановки «Paperlapapp» и «Отказ от будущего» см. «НИ» от 21 и 28 июля 2010 года). В программе этого года работы Патриса Шеро, Ромео Кастелуччи, Кэти Митчелл, Важди Муавада, Ги Кассье, моноспектакль легендарной Жанны Моро.

Открывается фестиваль спектаклем Артюра Нозисьеля «Ян Карский», рассказывающим историю польского дипломата, во время войны – узника советских лагерей, затем – подпольного курьера, осуществлявшего связь между польским подпольем и эмигрантским правительством в Лондоне. В ходе встреч в 1942 году с президентом США Рузвельтом, членами английского правительства и Уинстоном Черчиллем он первым передал на Запад достоверную информацию об уничтожении евреев и о концентрационных лагерях на территории Польши.

Политическую тему продолжат постановки Важди Муавада «Женщины – Деянира, Антигона, Электра» по Софоклу и Ги Кассье «Кровь и розы» по Тому Ланойе. Канадец ливанского происхождения, драматург и режиссер Важди Муавад довольно решительно превращает классические тексты в злободневные высказывания (можно вспомнить его приезжавшую несколько лет назад в Москву радикальную версию чеховских «Трех сестер»). Радикальный бельгиец Ги Кассье в этот раз выбрал сюжет из жизни легендарной Жанны д`Арк. На кровавом фоне Столетней войны (представленном внушительными видиоинсталляциями на фоне Папского дворца) между Францией и Англией разворачивается история ее любви с Жилем де Рэ.

«Женскую» тему продолжат аж две постановки по «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга – «Мадмуазель Жюли» Фредерика Фисбаха и «Кристина, после фрекен Жюли» Кэти Митчелл.

Главным событием Авиньона-2011 уже называют постановку Патриса Шеро «Я – ветер Иону Фоссе». Это вторая постановка Шеро по пьесам норвежского драматурга (первый спектакль – «Осенний сон»), обе части были с успехом показаны этой весной на Wiener Festwochen.

А наибольший зрительский ажиотаж вызвал моноспектакль легендарной Жанны Моро «Приговоренный к смерти» по Жану Жене.

Провокационную постановку Ромео Кастелуччи «Проект J. О концепции Лика Сына Божьего» московские зрители уже успели посмотреть в рамках Чеховского фестиваля (см. «НИ» от 2 июня 2011 года).

За три недели в Авиньоне в этом году должны показать свои спектакли более чем 500 театров. Расписание настолько плотное, что программа на сотне театральных площадок города идет нон-стоп. Первый спектакль в Авиньоне начинается в 9.45 утра. Последний – далеко заполночь. Днем публика бегает от площадки к площадке по раскаленным от солнца авиньонским узеньким улочкам. А бродячие артисты используют для представлений улицы и площади города.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter