Posted 5 июля 2007,, 20:00

Published 5 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:37

Updated 8 марта, 08:37

Профессиональный зритель

Профессиональный зритель

5 июля 2007, 20:00
Депутаты вновь озаботились эротикой в СМИ и, в частности, на телевидении. На минувшей неделе представители нижней палаты парламента Александр Крутов и Николай Леонов выступили со своими поправками в законы «О рекламе» и «О средствах массовой информации», согласно коим, среди разных запретов телевидению предписывается п

Ну, товарищи Крутов и Леонов – известные борцы с эротикой, и нынешняя их инициатива есть ни что иное, как желание заработать для своей фракции «Справедливая Россия» лишние голоса избирателей на грядущих выборах.

Я бы на их месте обратил внимание на другую проблему отечественного телевидения, которая, на мой взгляд, значительно серьезнее – бесконечное и нескончаемое насилие, транслирующееся на всех каналах, исключая, может быть, «Культуру» и «Домашний».

Вот белобрысый амбал тычет в экран пистолетом и угрожающе цедит сквозь зубы: «Ну что, Чебурек Чингисханович, в следующий раз я буду стрелять не в потолок, понял?» Это один из многочисленных «героев» сериала «Тайная стража» на госканале «Россия», повествующий о трудных буднях сотрудников ФСБ, которые (не сотрудники, а будни) состоят по преимуществу (если верить сериалу) из погонь, драк и перестрелок.

А вот сидят уголовник и тюремщик в кабинете последнего, курят и мирно беседуют на полууголовном жаргоне про житье-бытье, про то, где кто сидел, кто где смотрящий, а кто «в законе». Это – очередная сцена из бесконечного, как лагерная отсидка, сериала «Зона», идущего по некогда самому интеллектуальному каналу – НТВ. Ныне его вполне можно переименовать в канал криминала, поскольку разного рода бандитам, людоедам, маньякам и убийцам здесь рады, как родным, охотно уделяя их «деятельности» как минимум 95% экранного времени. На них в основном и держатся ныне такие программы на четвертой «кнопке», как «Максимум», «Русские сенсации», «Чистосердечное признание», «Профессия – репортер», где существует простая арифметика: чем кровавей, тем рейтинг выше. Не говоря уже о бесконечных сериалах, с сами за себя говорящими названиями – «Ментовские войны», та же «Зона», «Возвращение Мухтара-2» и т.д., в которых ежедневно зрителю «вбиваются» определенные нормы (или понятия?) поведения в обществе.

Из этих же арифметических соображений, видимо, была запущена на уходящей неделе по Первому каналу, сразу после программы «Время», новая многосерийная сага о Несторе Махно – человеке, «который убил за свою жизнь столько людей, сколько ты не съел котлет», как говорил один герой в старом польском фильме «Ва-банк». У нас уже был подобного рода «благородный бандит» Саша Белый из сериала «Бригада» в исполнении Сергея Безрукова, у героя которого немедленно появились по всей стране многочисленные подражатели.

Понятно, что для Первого канала «Девять жизней Нестора Махно» – это попытка привлечь мужскую аудиторию, а заодно и приложить в очередной раз национал-большевиков Эдуарда Лимонова, но, честное слово, смотреть по государственному каналу похождения, безусловно, яркой личности, но при этом кровавого экспроприатора и террориста, отрицавшего какую-либо государственность, по меньшей мере, странно.

Очевидно, что для такой огромной производственной фабрики, как телевидение, сюжеты о смерти, насилии являются одними из самых привлекательных, поскольку еще со времен древнего Рима простые граждане требовали хлеба и зрелищ. И им устраивали кровавые зрелища – схватки не на жизнь, а на смерть гладиаторов. В наши дни нервы обывателю щекочут с телеэкрана.

Кстати, тот же Первый канал показал в выходные документальный фильм «Жизнь на свалке. Люди, которых нет», в котором одна новелла была посвящена жуткой, но, увы, во многом типичной истории, случившейся 21 августа 2003 года, когда на пульт милиции подмосковного Сергиева Посада поступил звонок. Звонивший сообщил, что в многоэтажном жилом доме на лестничной площадке лежит неизвестный мужчина с ножевыми ранениями. Личность убитого установили почти сразу. Им оказался бездомный Александр Казаков. Найти убийцу не составило труда. Им оказался 15-летний школьник Денис Максимов. Он проживал в одной из квартир этого дома и часто видел спящего на площадке бомжа. И вот как-то, проходя мимо, предложил сотоварищам убить его. Благо, мол, никто его не хватится. Убил жестоко, нанеся более десятка ударов ножом. Суд приговорил подростка к принудительному лечению в психиатрическом заведении. Что же касается его подельников, то поскольку их участие доказано не было, то они по сию пору продолжают учиться в школе и, видимо, смотрят программу «Чистосердечное признание».

"