Posted 5 июля 2005,, 20:00

Published 5 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Счетчик посетителей

Счетчик посетителей

5 июля 2005, 20:00
Если бы за арт-достижения вручали «Оскары» или «Золотые маски», в фаворитах оказалась бы знаменитая Третьяковская галерея – самый активный музей в этом сезоне. Однако в нашей музейной сфере проблемы перевешивают достижения. И, как выяснилось, у Третьяковки их больше всего.

На «круглом столе» по итогам музейного сезона в Третьяковской галерее звучали две главные темы: катастрофическая нехватка денег и отсутствие законодательной базы, поддерживающей культурные проекты. В следующем, 2006 году Третьяковка отмечает свое 150-летие, но уже теперь понятно, что половину запланированных выставок придется отменить. Бюджетное финансирование экспозиций сокращено в два-три, а то и в пять раз. К тому же спонсоры и меценаты, не имея ни льгот, ни привилегий, вообще не заинтересованы в поддержке российских музеев. Им куда как выгодней снарядить какую-нибудь выставку за рубеж и получить там бесплатную рекламу. В общем, все лучшие проекты создаются на Западе и для Запада.

Насчет того, что денег музеям не хватает, а средняя зарплата сотрудника не превышает 100 долларов, говорят уже не первый год, и от этого ничего не изменяется. Но в разговорах музейщиков появился новый поворот: если государство не дает достаточно средств, то пусть по крайней мере не мешает доставать их другими путями. Ведь до сих пор зарубежные партнеры отказываются привозить в Москву свои картины, потому что в России нет государственного страхования выставок. Богатое московское правительство и конкретно Лужков готовы помогать той же Третьяковке или Пушкинскому музею, но любая их помощь не имеет юридической силы, так как эти музеи федерального подчинения.

Все эти, кажется, умозрительные проблемы прямо бьют по качеству выставок. Своими силами создать выставку мирового качества у наших музеев не получается. Как показывает прошедший сезон, самыми интересными экспозициями оказались те, что привезены с Запада или имеют западное происхождение. Один из лучших проектов Третьяковки – «Бубновый валет» приехал из Монако и создан специально для западного посетителя. «Россия – Италия» в Пушкинском музее – также гастроли, мы получили итальянские шедевры лишь после того, как их осмотрели в Риме. Самая хитовая выставка Третьяковки – «Марк Шагал» – вряд ли бы состоялась, если бы картины Шагала из Москвы до этого несколько лет не колесили по разным странам. Слабость наших позиций в полной мере проявилась во время празднований 60-летия Победы: ни один (!) музей не смог предложить действительно интересной выставки. Та же самая Третьяковка отчиталась ординарными и до боли знакомыми вещами.

Как показал прошедший сезон, наиболее интересные проекты возникают тогда, когда в них течет западная кровь. Например, выставка Мэпплторпа в Доме фотографии или лучшие экспозиции в Музее архитектуры. Здесь наблюдается удивительная ситуация: в то время, когда наши музеи жаждут свежих шедевров из-за границы, за границей происходит настоящий бум русского искусства. Зимние торги русским искусством крупнейших аукционных домов «Кристис» и «Сотбис» побили все мыслимые рекорды (Айвазовского продали за 1,5 миллиона долларов). В Британии с шумом прошла экспозиция русского пейзажа, а Америка в сентябре готовится принять огромный проект «Россия!».

Главными достижениями сезона можно считать две наметившиеся тенденции: во-первых, музеи постепенно разворачиваются к зрителю, во-вторых, на музейную арену все активней выходит современное искусство. Что касается современного искусства, то лучшее подтверждение его доминирования – Первая московская биеннале, прокатившаяся в начале февраля по столице. Первый блин, конечно, вышел комом – главная ее экспозиция «Диалектика надежды» в бывшем Музее Ленина критикам показалась слишком экспериментальной и пресной. Но вместе с Биеннале появился еще и новый музейный комплекс Центра современного искусства – а это уже многое значит.

«Поворот к зрителю» выразился в этом году в том, что появились выставки, которые больше напоминают остроумные шоу. Лучшая среди них – «Пленники красоты» в Третьяковской галерее. На ней показали махровый кич XIX века – полотна, которым позавидует сам Шилов. Пушкинский музей показал эротические рисунки Феллини, а Исторический музей развлек посетителей картинами на темы сельского труда и быта из Русского музея. Тому, что посетитель теперь учитывается, имеется еще одно доказательство: в залах Третьяковки установили специальные счетчики, которые фиксируют каждого входящего. Как выяснилось, больше всего зрителей пришло на Шагала – почти 130 тысяч (такими показателями могут похвастать лучшие мировые проекты). Правда, до того потока туристов, который движется в Кремль, Третьяковке еще далеко. Кремлевские музеи в год посещают 1 миллион 600 тысяч человек. И это при том, что там почти нет заметных выставок.



ПЯТЬ ГЛАВНЫХ МУЗЕЙНЫХ СОБЫТИЙ СЕЗОНА ПО ВЕРСИИ «НИ»

1. «Пленники красоты» и «Марк Шагал» в Третьяковской галерее. Две хитовые выставки, которые вывели музей в лидеры сезона и показали, что и на русское искусство сегодня могут выстраиваться длинные очереди.

2. Первая Московская биеннале современного искусства. Почти все крупнейшие музеи приняли в своих стенах проекты современных художников. Главный удар пришелся на бывший Музей Ленина (филиал Исторического).

3. «Россия–Италия» в Пушкинском музее. По количеству шедевров и громких имен выставка не знала себе равных, но сделана она была довольно скучно.

4. Роберт Мэпплторп в Доме фотографии. Скандальный американский фотограф был показан в обрамлении старинных гравюр.

5. Открытие нового здания Пушкинского музея. В этот корпус перевели экспозицию частных собраний.

ГЛАВНОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ СЕЗОНА

Открытие Манежа после реконструкции. В столице появился еще один ангар для картин.

"