Posted 5 июня 2013,, 20:00

Published 5 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:05

Updated 8 марта, 05:05

Цветы, фрукты и прочие продукты

Цветы, фрукты и прочие продукты

5 июня 2013, 20:00
В Мультимедиа Арт Музее (ММАМ) открылась выставка «Натюрморт – современная голландская фотография». Это первая ласточка Года Голландии в России. Для экспозиции кураторы из Амстердама выбрали произведения молодых художников, созданные за последние 10 лет. Проект вполне подошел бы для Эрмитажа или Пушкинского музея – нын

В качестве эпиграфа прямо в центре зала ММАМа повешены три картины из собрания ГМИИ имени Пушкина. Три голландских натюрморта XVII века не самого первого ряда, но очень показательных. Они доказывают, что натюрморт – это не только красиво разложенные овощи-фрукты (и вообще любые неодушевленные предметы), но еще и какая-то скрытая мысль или идея. Вот, например, фруктовая гирлянда Яна Давидса де Хема опускается в лапы карликовой обезьяны. Все вместе оказывается «Аллегорией вкуса» – от сладких персиков до кислого недоспелого винограда. Тут не только смотреть, но и осязать надо.

К сожалению, нынешним голландским художникам такие тонкие аллюзии не подвластны. Они играют в чуть более грубые и прямолинейные игры. Вот на типично кухонных тарелках у Эвы-Фьоре Ковачовски разложены почищенные для блендера овощи и фрукты. Цвета доведены до кислотного предела. При всем при том сочетания продуктов – вроде перца с апельсином и киви – не предполагают вкусовых удовольствий. Дальше – почти манифест «нового натюрморта» от Ан де Врис: в пластиковый пакет напиханы банки газировки, батончики, шоколадки, которые расплылись люминесцентными лужицами. Врисовский натюрморт имеет название «Приятное глазу» (на вкус все эти вещи, понятное дело, приятными не назовешь). Самая поп-артовская и динамичная работа называется «Месть шампанского». В замедленной съемке на розовом фоне из бутылки шампанского вылетает пробка и разбивает сырое яйцо. Все под изысканную музыку. Чем яйцо не угодило бутылке, не совсем понятно. Но как апофеоз продуктовой борьбы за место под солнцем (что нередко изображалось в старом голландском натюрморте) такая метафора вполне сгодится.

Отдельный раздел посвящен цветам и букетам. У малых голландцев XVII века букеты выражали буйство природы, многообразие мира, цветовую феерию. Эдакий микрокосмос в одной вазе. В фотографиях Мориса Шельтенса и Лисбен Аббенес букеты находятся в таком черном безвоздушном пространстве, словно их распластали по асфальту. Они больше напоминают надгробные венки. При этом каждое соцветие и бутон сияют невероятными цветами. Как и с фруктами, складывается ощущение, что цветы изрядно накачали ГМО для вечной молодости. Еще сильнее искусственность и пластмассовость заявлены в букетах Яна Шерена. Они так и названы – «Яркие искусственные цветы». Художник брал один и тот же букет пластиковых цветов в вазе, но раскрашивал его в разные цвета. Получилась такая рекламная серия красоты на все времена и вкусы.

Наконец, последняя рекреация отдана натюрмортам, которые можно условно обозначить как «в мастерской» или «в лавке». Это тоже древняя традиция. И тогда, когда голландский живописец изображал свою мастерскую, он, по сути, создавал автопортрет. В нашем случае – особенно на масштабном принте Элсперта Дидерикса «Набор» – ситуация не изменилась. Те же красочные подтеки, листки с набросками, разлитое молоко и пачка сигарет. Прибавились разве что маркеры и кое-где вылезающие провода и лампы.

Эта выставка (исключи из нее две совершенно необязательные и провокативные фотки с обнаженкой) могла бы в полном объеме сопровождать какое-нибудь классическое собрание. Прямо-таки детский аттракцион. Слишком уж откровенно новые голландцы цитируют своих предшественников. Оно, конечно, хорошо для стороннего, не слишком искушенного зрителя. Этот зритель придет, увидит переклички со старым искусством, мысленно примерит нынешние натюрморты к своим столовым и гостиным. Но, сказать откровенно, к актуальному искусству все это относится не вполне. Здесь нет даже заявки на остроумие, не то что на новые проблемы. Впрочем, может статься, что лет через десять мы эти вещи будем воспринимать как памятники ушедшим натуральным продуктам, а значит, как старую добрую классику.

"