Posted 5 июня 2011,, 20:00

Published 5 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:29

Updated 8 марта, 06:29

«Нет, весь я не умру»…

«Нет, весь я не умру»…

5 июня 2011, 20:00
Этот день ежегодно отмечают не только пушкинисты и ценители русской литературы, но и потомки поэта. Некоторые из них и сегодня живут в Москве. 4 июня в родовом имении Гончаровых в Чехове (где стараниями одной из праправнучек поэта Юлии Григорьевны Пушкиной создан музей) в храме Зачатия святой Анны прошла панихида по по

О судьбе потомков поэта корреспонденту «Новых Известий» рассказала праправнучка поэта – Юлия Григорьевна Пушкина. У Александра Сергеевича было четверо детей – дочери Мария и Наталья и сыновья – Александр и Григорий. У старшей дочери красавицы Марии, с которой Лев Толстой писал внешний облик Анны Карениной, судьба сложилась не просто. Ее муж, с которым она прожила семнадцать лет, был обвинен в растрате казенных денег, будучи ни в чем не виноват. Он покончил с собой, оставив предсмертную записку, в которой писал, что, даже если его невиновность будет доказана, он не сможет жить после такого обвинения. Своих детей у старшей дочери Пушкина не было, и она после смерти мужа отправилась в имение Гончаровых (ныне музей Лопасня-Зачатьевское). Там она всецело посвятила себя воспитанию детей брата Александра – а их у него после смерти жены осталось одиннадцать. От Александра Александровича Пушкина и идет род, к которому принадлежит Юлия Григорьевна, положившая четверть века на то, чтобы восстановить родные пенаты и создать музей, прозванный в народе Домом Гончаровых. Название свое дом получил, потому что до революции принадлежал сестрам Гончаровым, племянницам Натальи Николаевны. В доме всегда было много детей, сестры были чадолюбивы и воспитывали как родных племянников, так и приемных детей. Известно, что история дома корнями уходит в еще более давние времена – еще до Гончаровых здесь жили Васильчиковы, один из которых был фаворитом Екатерины Великой.

После революции сестер Гончаровых, находящихся в преклонном возрасте, выгнали из имения, и о дальнейшей их судьбе ничего достоверно неизвестно. Потомки Пушкина жили в нужде, пока Сталин, узнав, что в Москве живут потомки великого поэта, широким жестом не дал всем по большой квартире. Юлия Григорьевна с отцом почти ежегодно приезжали в Лопасню, поклониться могилам предков. В церкви был склад, а в самом доме – школа… Но в девяностые годы здание отдали музею, возродили церковь и сегодня здесь все напоминает о четырех фамилиях, связанных с этим домом, – Васильчиковы, Ланские, Гончаровы, Пушкины. Сегодня возле церкви Зачатия святой Анны – могилы Александра Александровича Пушкина, сына поэта, и его потомков…

Пушкины унаследовали от своего великого предка понятие о чести и достоинстве. Они не пытаются предъявить свои права на имение Гончаровых, напротив, отдали последние реликвии, сохранившиеся от предков, в этот музей.

"