Рус
Eng
"И невозможно постирать судьбу – как джинсы и рубашку" (Евгений Степанов)

"И невозможно постирать судьбу – как джинсы и рубашку" (Евгений Степанов)

6 мая 2017, 09:33КультураИван Петров
Неправда, что музы любят поэтов, но обходят стороной издателей! В субботней рубрике "Поэт - о поэтах" Сергей Алиханов сегодня представляет Евгения Степанова - Личность, Творца, соединившего в себе самые разные дарования и таланты - писателя, редактора, издателя, литературоведа с ученой степенью, телеведущего...

Сергей Алиханов, поэт

В биографии Евгения Степанова есть один ключевой пункт, - он очень долго и упорно учился. Жажда знаний приводила его из факультета иностранных языков педвуза в университет христианского образования Женевы, а потом и в аспирантуру МГУ. А дальше - на стажировки во Франции, США... Наверное, поэтому у него жесткий взгляд человека, который много знает, многое умеет. Который видит СУТЬ за мишурой второстепенного, наносного, неважного...

Неоднократно доводилось мне встречаться с Евгением Степановым на вечерах поэзии в МИДе - он издатель, редактор и автор предисловия антологии поэтов-дипломатов "Наша Смоленка”

В творческих домах Москвы Евгений Степанов постоянно ведет поэтические вечера - недавно в малом зале ЦДЛ он провел вечер Кирилла Ковальджи - который тогда не смог сам присутствовать, а вскоре, к сожалению, и совсем ушел от нас.

Эти творческие вечера обычно приурочены к выходу поэтической книги автора, которая издана и отредактирована Евгением Степановым в своем издательстве. В Википедии, в статьях о поэтах, читаешь обширные цитаты, блестяще написанные Евгением Степановым. Например, об Андрее Ширяеве - поэте, упомянутом и в видео-интервью:

Приемы здесь самые изысканные — строчные анжамбеманы, неожиданные рифмы (eх. марке с—Маркес), аскетичная телетайпность речи и т. п. Но это не главное.А главное то, что стихотворение вызывает у меня (читателя) эмоции, я понимаю лирического героя, я понимаю, о чем трагически говорит автор. Он говорит о том, что нежные чувства быстротечны, о том жизнь проходит (прошла), о том, что шутки закончились. И тут «дышат почва и судьба». Андрей Ширяев — выдающийся поэт. У меня в этом нет никаких сомнений.”

Но далеко не каждому стихотворцу дано заработать комплименты Степанова! Они - как Звезда Героя. Как высшая награда... По мысли Степанова, сейчас "промоутеры сильнее авторов, и управленцы решают, кому быть художником, а кому -нет".

Вот несколько актуальных цитат о творчестве из нашего видео-интервью с поэтом и издателем Евгением Степановым:

"сакральность слова стала исчезать", ( звучит, словно первая строка стихотворения)

"никакого прогресса в современной поэзии я не вижу",

"большинство известных имен в поэзии - это сделанные имена",

"если ты изначально не ущемлен - вряд ли ты взойдешь на вершину",

"что сильнее, что первичнее - текст или биография?"

"молва о поэте зачастую идет впереди его стихов",

"в поэзии, как и в живописи все решает куратор выставки",

"управленцы художественного процесса решают, кого сейчас назначить поэтом",

"в поэзии нет первых, вторых, третьих, десятых - есть только - либо ты поэт, либо не поэт",

"один читатель у вас всегда есть - это вы сам",

"наше дело записать, что ниспослано нам свыше..." ( в речи поэта строчки рождаются постоянно)

Моё видео-интервью с Евгением Степановым можно посмотреть по этой ссылке

Степанов, несомненно, один из тех самых трех китов, на которых стоит сейчас Земля русской поэзия.Успешная издательская и предпринимательская деятельность, деловитость и точность, жесткость и решимость присущи Евгению Степанову. В то же время поразительно и даже трогательно, что необходимые профессиональные навыки только оттеняет качества Евгения Степанова - лирического поэта, которому свойственны рефлексия, ранимость, боязнь открытого (информационного) пространства. “ - Меня там нет!” - в сердцах воскликнул Евгений Степанов, при упоминании мной ресурса “Поэзия. ру”, когда я нетактично перепутал его с его полным тезкой.

Действительно, быть на той или иной странице интернета вовсе не обязательно - главное Евгений Степанов есть в нашей современной русской поэзии:

ПОСЕЛОК

Душа поет, и дело спорится,

И нету повода скучать.

Как хорошо — ни с кем не ссориться

И дураков не замечать!

Как хорошо — пусть не без промаха,

Не без слезы — проходит день!

Как хорошо — цветет черемуха,

А скоро зацветет сирень!

Как хорошо — жизнь продолжается;

Живи — и Бога не гневи.

Как хорошо — сосна-красавица

В моей нуждается любви!

ПОТОМУ ЧТО

Много грязи, много пота,

Много граждан в серой робе.

Потому что жизнь — работа,

А не хобби.

Много чада, много бреда.

Но я все-таки не ною.

Потому что жизнь — победа

Над собою.

Потому что опыт Феба

Мне милей, чем ропот плача.

Потому что много неба,

Потому что жизнь — удача.

Даже если неудача.

* * *

все проходит и это пройдет

и уйдет племя цепких пройдох

и придет кровожадное племя

и вернется забытое время

все уходят и я ухожу

и снимает душа паранджу

как мадам из Парижа-Тулузы

и фейсбучные охают музы

ПОЭТ

Высший уровень успеха —

Неуспех (успех — позор).

Это ухо, это эхо

Выстрелов судьбы — в упор.

ИМПЕРИИ

Сродни тарифам жкх

Растет империя греха.

Растет и расширяется

Сосед (торчок) ширяется.

Растет империя греха.

Куда ни кинь везде труха,

Пиар и фанаберия.

Греховная империя.

Но Карлсон прав: ты не реви!

Ведь есть империя любви

И женщина любимая,

Никем не заменимая

Растет империя любви

Её не изведет ОРВИ,

Ни грех по воле случая.

Империя могучая.

Они ведут суровый бой,

Одна империя с другой.

Бой этот не кончается.

И маятник качается.

2000 и 1

куда тропа меня ведет

куда глаза мои глядят

две тысячи шагов вперед

две тысячи шагов назад

не скажешь жизнь сыграй на бис

мои дела не задались

две тысячи ступенек вниз

ступенька ввысь

САБВЕЙ

сабвей везет меня в золу

зола черна как сковородка

я речь-молчание зову

на помощь — трепетно и кротко

и замедляет резвый ход

вагонов гибельная стая

и речь-молчание поет

меня жалея и спасая

* * *

Тебе

Жизнь порой поддельна точно ксива

И не стоит медного гроша.

Справедлива? Нет, не справедлива.

Хороша? Волшебно хороша.

И пускай ни совести, ни чести

У придурков, брызжущих слюной.

Главное, что мы с тобою в м е с т е

Я — с тобой.

А ты — со мной.

23.02.2017

* * *

мне интересен поэт

не пишущий стихов

мне интересна речь-молчание

(точнее — молчание-речь)

мне интересен литературный фестиваль тишины

на который увы я не получал ни разу приглашения

29.03.2017

* * *

Я объелся телеком-попкорном,

Я смотрю, напичканный враньем,

В небо, занавешенное черным

Наглым и крикливым вороньем.

Где же правда? Ничего не зная,

Я смотрю в отчаянную высь.

Я молю: любимая, родная,

Мне фигово, девочка, вернись.

ПАМЯТИ ПОЭТА

Ты полноценный, как червонец

Безбрежной брежневской поры.

Ты драгоценный, как Чюрленис,

Создавший новые миры.

Ты – джеб невольного укора

Пигмеям, влезшим на Парнас.

Ты – выстрел в джунглях Эквадора.

Ты – выстрел в каждого из нас.

* * *

жизнь тает точно пастила

во рту – Господь дает отмашку

и невозможно постирать

судьбу – как джинсы и рубашку

и невозможно изменить

ни дня ни собственного взгляда

и невозможно извинить

себя – а впрочем и не надо

СНЫ О ДОМЕ

И будут дни не так плачевны,

И сгинет главный фарисей.

И царь воскреснет, и царевны,

И цесаревич Алексей.

И станет нормой жизни схима,

И я от спячки злой очнусь.

Я знаю, что непобедима

Святая Русь.

25.02.2017

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter