Posted 5 мая 2005,, 20:00

Published 5 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Жертвы рекламы

Жертвы рекламы

5 мая 2005, 20:00
Залог успеха любого музыкального проекта – его раскрутка. Однако традиционные методы работы с потенциальными поклонниками (постеры, телеэфиры и т.д.) с каждым годом теряют свою эффективность. В последнее время пиар-технологии достигли такого уровня, что даже сами специалисты по пиару затрудняются сказать, является ли о

Угасающий интерес к группе можно подогреть разными способами. Один из самых распространенных – придумать для артиста амбициозный, но заведомо неосуществимый план. Так, одна из полузабытых поп-групп «Шао? Бао!» недавно отправилась в Сербию. Сначала это путешествие подавалось исключительно как желание коллектива добраться до «творческой деревни» Эмира Кустурицы, которую тот основал в паре сотен километров от Белграда, чтобы творческим людям было куда спрятаться от тонущего в деньгах и тратах мира. Тот факт, что подзабытая группа – как раз часть мира, от которого прячется Кустурица, инициаторов акции не смутил. «По ходу дела» было решено подать от имени группы заявку на участие в... сербском отборочном туре «Евровидения» (по условиям конкурса, участники могут выступать под флагом другой страны). У команды не было шансов выиграть сербский отборочный тур, но с учетом популярности «Евровидения» в России интерес к группе был подогрет.

Еще проще поступил недавно ансамбль «Белорусские песняры». Накануне собственных больших концертов коллектив отправил письмо Элтону Джону с предложением о записи совместной песни. В прессу информация была вброшена под таким заголовком: «Элтон Джон исполнит с «Песнярами» хит 80-х «Березовый сок». Вряд ли организаторы этой «сенсации» верили в то, что сэр Элтон согласится на этот дуэт. Концерты прошли, но западную суперзвезду на них так и не увидели. Один из промоутеров концерта Вадим Волчанский сообщил «НИ»: «Сэр Элтон находится в американском турне и в данный момент не рассматривает никаких предложений». Что и следовало ожидать.

«Мелким пиаром» так или иначе промышляют многие артисты. Николай Басков всегда был не прочь попозировать перед фотографами «желтых» изданий в объятиях какой-нибудь хорошенькой артистки, которая «случайно» оказалась вместе с ним за кулисами. Вячеслав Петкун без иронии не может вспоминать фотосессию с Земфирой в свадебных нарядах. Страна предвкушала очередную «звездную свадьбу», а «жених» и «невеста» дружно хохотали над наивностью обывателей.

Однако главным пиар-ходом отечественной эстрады по-прежнему остается свадьба Филиппа Киркорова на Алле Пугачевой. После того как Филиппу удалось удачно жениться, его статус в музыкальной иерархии резко поднялся, а гонорары возросли. Неизвестно, была ли какая-то финансовая договоренность между Пугачевой и Киркоровым перед свадьбой, но можно с большой долей вероятности утверждать: почти половине своих доходов за последние десять лет Киркоров обязан именно своему положению «мужа Примадонны». Если бы не это положение, Филипп наверняка был бы сейчас там же, где и многие звезды 10-летней давности – Игорь Корнелюк, Сергей Крылов, Таня Буланова или группа «Дюна».

Однако в последнее время музыкальные пиар-технологи стали все чаще использовать более сложные схемы, так или иначе связанные с криминалом. Схема настолько сложна, что даже сотрудники пиар-агентств в приватных беседах затрудняются сказать, является ли та или иная информация правдой или же выдумкой. Однако подчеркивают: «Если это пиар, то он гениальный, потому что практически не вызывает сомнений в том, что это правда». Недавняя история с Пьером Нарциссом – не единственный информационный скандал. Неприятная история случилась и с двумя вокалистками группы «Мираж» – Натальей Гулькиной и Маргаритой Суханкиной. Именно они в свое время записывали «Миражу» фонограммы, а в конце прошлого года неожиданно решили выпустить сингл. Нынешние продюсеры «Миража» воспротивились сольному творчеству своих бывших вокалисток, засыпая их угрозами, а концертные площадки – факсами с требованием отменить их концерты. После презентации сингла на Суханкину напал неизвестный и жестоко избил ее. Корреспондент «НИ» разговаривал с Маргаритой по телефону на следующий после инцидента день, и ее голос не оставлял сомнений в том, что женщина действительно неважно себя чувствовала. Однако по странному стечению обстоятельств буквально через месяц состоялся концерт забытой всеми группы «Мираж» на самой крупной площадке России – в концертном комплексе «Олимпийский». Инцидент с Суханкиной так или иначе послужил хорошей рекламой. По крайней мере, страна накануне поднатужилась и вспомнила, что такое «Мираж». Сама же пострадавшая вокалистка, скорее всего, стала заложницей сомнительных PR-технологий.

Не только полузабытые российские артисты прибегают к скандалам. Звезды самого высокого уровня тоже не прочь устроить фурор, который будут обсуждать в течение нескольких месяцев, а то и лет. Мадонна, например, предпочитает политические скандалы: то снимет клип, где бросит гранату в своего президента, то подастся в Израиль изучать Каббалу. Бритни Спирс (которая, помнится, публично целовалась с Мадонной, что тоже чистой воды PR-ход) накануне выхода очередного альбома успела несколько раз выйти замуж, развестись и забеременеть. Новости об этом смаковали СМИ по всему миру, в результате чего число продаж пластинки наверняка возросло. Оголившая в прямом эфире грудь Дженет Джексон была оштрафована на «кругленькую сумму», однако о том, сколько Дженет удалось заработать на этом скандале и получился ли он в результате прибыльным, известно только ее менеджменту. Эта информация строго засекречена. Даже суд над Майклом Джексоном многие склонны были до некоторых пор считать PR-ходом. Правда, Джексон, похоже, станет как раз козлом отпущения в информационных играх большого шоу-бизнеса и продемонстрирует миру ту черту, за которую заходить не следует.



КОММЕНТАРИИ

Алексей ГЛЫЗИН, певец:

– Сегодня много вседозволенности, многие пользуются запрещенными приемами, раздувают скандалы из того, чего не было. Я противник таких методов. Драки с участием артистов часто имитируются. Имена ведь забываются, и человек хочет о себе напомнить. Иногда договариваются и специально бьют друг другу морду. Бывает, реально бьют, а бывает – просто рассказывают об этом. Сейчас все перепуталось, очень сложно понять, где фальшь, а где настоящая новость.

Ольга ХОХЛОВА, главный редактор музыкального информационного агентства InterMedia, пресс-атташе групп «Сплин» и «Би-2»:

– Народ уже привык к тому, что любой скандал заранее планируется. В результате истерию, связанную с Ароян и Киркоровым, люди восприняли как продуманный PR-ход, хотя лично я так не считаю. Мы в своей работе стараемся далеко не заходить, потому что работаем с коллективами, которые и так популярны. Более того, если появляются намеки на скандал или желтизну, стараемся сгладить ситуацию. Большинство же агентств сегодня работают по другому принципу. Недавно в одной из рассылок, предназначенных для СМИ, мне попалась новость следующего содержания: вокалист некой не очень известной группы был на гастролях в каком-то городе, пошел в кусты, простите, пописать, и его арестовал милиционер. Это преподносится как новость, хотя на самом деле такая «новость» настраивает читателя как раз против артиста. У музыкантов уровня Земфиры или «Мумий Тролля» альбомы выходили абсолютно без скандалов. Искусственные же поводы нужны только тем, кто не представляет из себя ничего в музыкальном плане.

Александр КУШНИР, руководитель PR-агентства «Кушнир продакшн»:

– Когда в наше агентство приходит новый артист, я говорю, что, к сожалению, подавляющее большинство журналистов интересуется двумя вопросами – откуда деньги и с кем спит. Дальше агентство и артист либо подстраиваются под эту конъюнктуру, либо не подстраиваются. Скандалов стало значительно больше, сейчас пятилетка идет в три года. Но качество скандалов и новостей ухудшается. Самые распространенные штампы – «из такси украли только что записанный альбом» или «артист жил в Непале, высоко в горах, там его нашел продюсер и привез в Москву». Конечно, у него должна быть какая-то мифология, легенда, но это штучная вещь. Расцвет музыкального пиара приходится на начало 2000-х. В некоторых случаях проект клубного уровня поднимался до стадионного, а в некоторых – вообще из ничего делалось что-то, как это было с «Глюкозой». У нее не было клипов и вообще было не понятно, кто поет. Сегодня любой мало-мальски открывающий рот артист уже обзаводится пресс-службой. Он ходит по ночному клубу и кричит: «Где моя пресс-служба?» От смеха можно умереть.

"