Posted 5 апреля 2015,, 21:00

Published 5 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

Вооруженные свиными головами

Вооруженные свиными головами

5 апреля 2015, 21:00
Вооруженные свиными головами

«Входит некто православный, говорит: «Теперь я – главный.
У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.
Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.
Дайте мне перекреститься, а не то – в лицо ударю».


Описанный Иосифом Бродским тип широко вошел в нашу жизнь. Уютно в ней расположился. Начал диктовать свои законы и вкусы. Пока он требует, чтобы признали его эстетические пристрастия. И для этой цели ведется целая кампания, если не гибридная война.

Больше месяца театральные события практически ежедневно стоят в топах новостных агентств. Название по крайней мере одной оперы Рихарда Вагнера теперь знает любая домохозяйка. Фамилии театральных директоров, которые были известны только узким специалистам, стали именами почти фольклорными. Как положено войне «нового поколения», она ведется комплексно: способами традиционными и неожиданными. Тут и судебные иски, и митинги протеста, административное вмешательство и перестрелки в соцсетях. Море писем, выступлений, статей, постов, комментов, взаимных обвинений: и в прямом воровстве, и в рейдерстве, и в нетрадиционной ориентации… Не говоря уже о таких мелочах, как кощунство и обскурантизм.

И горчайшие потери.

Потери материальные: с афиши театра после двух представлений снят дорогостоящий многолюдный спектакль, вместе с которым пропали все выделенные на него государственные субсидии и труд сотни людей.

Потери моральные: расколото общество Новосибирска. Расколото культурное сообщество страны. Кто-то поддержал пострадавшую сторону конфликта безоговорочно, кто-то – с оговорками (и был заклеймен коллаборационистом). А кто-то и вовсе осудил коллег по цеху (за что немедленно был вознагражден теплым креслом). Потери нервных клеток измерению не поддаются. Равно как и потери репутационные.

В самый Великий пост иерарх церкви развязывает войну против оперной постановки. Использует «молитвенное стояние» для противодействия театральному спектаклю… Это такая профанация духовной практики молитвенного предстояния перед Богом, что слов нет… Саном призванный утирать слезы несчастных, успокаивать неистовствующих, утишать ропщущих – владыка выступил в роли главного закоперщика затяжного конфликта. И тем прямо нарушил фундаментальное положение «Основ социальной концепции Русской православной церкви», в котором призывается всеми силами противостоять любым попыткам спровоцировать противостояние на религиозной почве.

И ведь круги от этого «оперного стояния» разошлись мутными волнами по всей стране. Вдохновленная примером и безнаказанностью новосибирских ревнителей, группа «Божья воля» отправилась к ступенькам МХТ имени Чехова и произвела хулиганскую акцию – оставила на ступеньках театра свиную голову с надписью «Табакову», выражая таким гнусным способом свое несогласие с его репертуарной политикой…

Да, у нас есть закон о защите чувств верующих. Но этот закон никак не предполагает, что верующие имеют право вмешательства в любые области жизни.

Выяснилось, что «охладить» и призвать к порядку разбушевавшихся ревнителей гармонии государственная власть не умеет.

Существует целый ряд опробованных ходов в конфликтных ситуациях, часто возникающих между театром и его зрителями. Тут и теледебаты, и приезд авторитетных лиц, которые после просмотра спектакля участвуют в его публичном обсуждении… И т. д. Когда зрители Авиньона устроили демонстрации протеста против программы театрального фестиваля, министр культуры Франции немедленно приехал с ними встречаться. Вместо любых из этих разумных шагов Министерство культуры увольняет директора театра. Увольняет единственного человека в конфликте, готового вести диалог с оппонентами, идти на компромиссы. А взамен (видимо, по принципу «чем хуже, тем лучше») назначают человека, громогласно объявившего себя «противником постановки» и требовавшего ее уничтожения.

Новосибирский губернатор (пожалуй, последний идеалист в стране, сохранивший веру в разумность нашего Министерства культуры) обескураженно прокомментировал, что действия министерства отнюдь не уменьшили, а только усилили раскол в подведомственном ему регионе.

Казалось бы, итоги уже хуже некуда. Но это только на взгляд оптимиста. Театральные пессимисты уверены, что нас ждут последствия еще гаже…

Один государственный муж размышляет о необходимости вернуть практику скомпрометировавшей себя госприемки спектаклей. Другой – о том, что государство будет поддерживать только импонирующие чиновникам проекты…

Тут же резко активизировались «эксперты», готовые отделять овец от козлищ. В Москве уже прошла «экспертиза» постановок спектаклей по текстам Пушкина. И ничего, что эксперты взяты из филологической сферы и к театру не имеют никакого отношения. Кого волнует, что литературное произведение и сценическое произведение имеют разную природу, систему образов, художественные коды… И звать филолога (при всем огромном уважении к этой профессии) анализировать театр – все равно, что просить психолога обсудить поведения электронов. Это – про другое…

Впрочем, похоже, все «прелести» гибридной войны скоро будут вспоминаться с ностальгией как невинные цветочки…

Выступая на международном фестивале православных СМИ «Вера и слово», Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал свою паству, если верить ТАСС: «Смелее выражать неприятие современного антиискусства»…

Теперь хотелось бы понять: куда уж смелее?..

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"