Posted 5 апреля 2010,, 20:00

Published 5 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:11

Updated 8 марта, 07:11

Среда заела

Среда заела

5 апреля 2010, 20:00
Среда заела

Вот уже который год в нашем городе выращивается огромный концептуальный арт-объект. По-другому комплекс «Москва-Сити» не назовешь. Оазис небоскребов живет вопреки всякой логике – будь эта логика экономическая или архитектурная. Никто (включая и тех, кто работает в Сити) не понимает, зачем вообще все это затевалось и куда приведет. Еще год назад были какие-то перспективы завершения строительной эпопеи. Думалось, вот-вот появится полноценный Манхэттен. Сегодня на шлагбауме впору вешать табличку: «Оставь надежды, всяк сюда входящий». Кажется, если когда-нибудь отсюда уйдут люди в касках, они унесут с собой все эти кубометры стекла и металла.

С недавнего времени по недостроенным небоскребам «Москвы-Сити» стали водить экскурсии. Записаться может любой желающий. При этом гидами выступают сами застройщики и девелоперы. Особая опция – прогулка с олигархом, то есть миллионером, вложившим кровные в одну из башен. С нескрываемой гордостью хозяева комплекса заявляют, что с экскурсиями продажи квадратных метров резко возросли. Верится в это с трудом, но факт остается фактом – не успев достроиться, «Москва-Сити» превратился в инсталляцию, в музейный аттракцион.

Мне довелось побывать на таком туре: подняться до 60-го этажа Башни Федерации, походить по новым гостиничным номерам в этом небоскребе, ощутить запах уникального бетона (который якобы не сокрушит ни один террористический самолет) и потрогать окно стоимостью в 10 тыс. евро. Но потрясли меня совсем не строительные навороты, а беспрецедентная философия места. Точнее, «неуместная» философия, идеология пустого пространства.

Первое, что сразу поражает в «Сити», – дикий контраст между небом и землей, который со временем только усиливается. Чтобы попасть в любой небоскреб (будь это турецкий «Империал-Тауэр» или насквозь американский «Город столиц»), приходится продираться сквозь строительные заграждения, ухабы и бетонное месиво вечного евроремонта. Зато после поездки на скоростном лифте (9 метров в секунду) вы оказываетесь в номере, где одно кресло Armani оценивается как автомобиль. Стоило мне заикнуться – мол, где тут, в этом «Сити», дружественная экологическая среда, на меня посмотрели как на невменяемого. Хотите среду – езжайте в Урюпинск, а здесь люди делом заняты. Им не до дружбы. «Москва-Сити» – концентрированное представление о бизнесе в стратосфере. Собственно, это представление и погубило всю затею. Время показало, что в атмосфере ничего не возведешь, а земля всегда отомстит.

Уже никто не скрывает главного изъяна проекта – непродуманность нулевого уровня. Элементарно в «Москва-Сити» нет места для парковок. Под небоскребами гаражи строить нельзя (слишком велика угроза терактов), а каждый квадратный метр района уже расписан под дома. И даже то, что многие площадки заморожены (вроде башни «Россия») и на их месте собираются устроить стоянки, положение не спасает. Риелторы признают: большинству сотрудников небоскребных офисов придется оставлять автомобили на Третьем кольце. И теперь вообразите себе топ-менеджера, бегущего по магистрали с миллионным контрактом под мышкой.

Все мы, конечно, слышали о строительном буме в Арабских Эмиратах, о «дубайском чуде». Это когда в пустыне вырастают модные бизнесс-центры. Московским строителям удался обратный финт: с помощью небоскребов они создали пустыню. Мертвое место, лишенное человеческого измерения. Поначалу думаешь, что это только издали «Москва-Сити» кажется каким-то безумным нагромождением объемов. На самом деле точно таким же нагромождением, большой архитектурной свалкой, район оказывается и вблизи.

В принципе, Москва никогда не отличалась единством архитектурного замысла. Многие даже видели ее прелесть в том, что здесь каждый городит свой огород. И вот наконец это «огораживание» получило логическое завершение. Это когда квадратные метры существуют сами для себя – люди там не нужны, они только портят чистоту эксперимента. Не случайно же многие иностранцы до сих пор уверены, что в сталинских высотках никто не живет, что это – монументы для прославления советской державности. Насчет высоток можно поспорить. Но то, что в Москве реально появился монумент абстрактному Капиталу, каким его представляли по открыткам Манхэттена, – уже бесспорный факт.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"