Posted 5 апреля 2009,, 20:00

Published 5 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Берегите «Нику»

Берегите «Нику»

5 апреля 2009, 20:00
В пятницу вручением Национальной премии Российской академии кинематографических искусств «Ника» завершился премиальный киносезон. Старейшая из отечественных кинопремий, которой в этом году исполнилось 22 года, взяла на себя почетную миссию не только «сказать последнее слово» о продукции прошлого года, но и стать символ

Открылась она приветствием президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, что стало серьезным аргументом в попытке снизить ее статус, сделанной на недавно завершившемся чрезвычайном съезде/собрании кинематографистов страны. В поле зрения киноакадемиков попали те же картины, что и в поле зрения премии «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков, которая открывала премиальный киносезон в декабре, и премии «Золотой орел».

Нынешнюю «Нику» пригласил к себе в гости театр «Московская оперетта», а последняя сенсация на его сцене – мюзикл «Монте-Кристо» – стала основой лаконичного, но эффектного шоу. Появление на сцене театра в роли обнищавшего графа Монте-Кристо Михаила Ефремова в драной майке и с приснопамятной советской авоськой в руке, бодро медитирующего на тему кризиса в кошельках и душах (тексты Дмитрия Быкова), задало остроумный, домашний, узнаваемый и милый сердцу тон с самого начала. Юлий Гусман, вдохновитель «Ники» и ее бессменный ведущий, не дал иссякнуть этому источнику душевной и интеллектуальной энергии до конца церемонии.

«Ника» вела себя мирно и дружелюбно. Конечно, наивно было бы рассчитывать, что она не даст отпор наскокам оппонентов – шуток и приколов по их поводу было достаточно. И все же премии, несмотря ни на что, удалось сохранить свою клубную, уютную атмосферу, свободную от пафоса, лозунгов, заклинаний, восстановить утраченное в яростных баталиях съездов, пленумов, собраний, заседаний последнего времени ощущение профессионального единства, братства по крови. Она почти физически восстановила в этот вечер душевное здоровье, сняла напряжение, стала праздником.

Не избежать было «Нике» ставших уже дежурными попреков в «капустничестве», а Юлию Гусману – в бородатости шуток. Но сегодня, в не самый радостный для киносообщества момент уныния, раскола в профессиональной среде, страха перед финансовым кризисом, она была дорога и своей узнаваемостью, и «скромным обаянием интеллигенции».

Фото: WWW.PROFICINEMA.RU

Поэтому лейтмотивом всех выступлений было «Берегите «Нику!». «Она – первое в нашей стране дитя свободы», – наказывал режиссер Андрей Смирнов, вручая Алексею Герману-младшему приз за режиссерскую работу в фильме «Бумажный солдат» (картина получила также приз за лучшую операторскую работу – Максиму Дроздову и Алишеру Хамиходжаеву). Приз «За честь и достоинство», самый почетный, самый дорогой в среде кинематографистов, был передан тому, кто заслужил его всем своим творчеством, всем своим благородством, бескомпромиссностью, гражданским мужеством – выдающемуся режиссеру Алексею Герману-старшему.

Достойную смену вырастила и другая кинематографическая династия. Петр Тодоровский, обладатель приза «За честь и достоинство» (2004), аплодировал своему сыну Валерию Тодоровскому, которому была вручена главная «Ника» за лучший фильм «Стиляги». Тодоровский-младший восстановил в нем атмосферу времени, в котором творил Тодоровский-старший и его коллеги – начала первой оттепели.

«Ника» продемонстрировала то, что, несмотря ни на какие кризисы, ни экономические, ни человеческие, важнейшим для нее все же является кино. А потому призы получили достойнейшие. Приз за лучшую женскую роль был вручен Дарье Мороз, а за лучшую женскую роль второго плана – представительнице мощной кинодинастии Михалковых Анне Михалковой («Живи и помни» Александра Прошкина).

Фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле» был отмечен трижды. Олег Долин получил приз за лучшую мужскую роль, Роман Мадянов – за роль второго плана, Петр Луцик и Алексей Саморядов – за лучший сценарий (посмертно), Алексей Айги – за лучшую музыку. «Открытием года» названа режиссер-дебютант Валерия Гай Германика («Все умрут, а я останусь»).

В категории «лучшая работа звукорежиссера» победил Сергей Чупров («Стиляги»). «Стиляги» получили также «Нику» «за лучшую работу художника» (Владимир Гудилин) и за «лучшую работу художника по костюмам» (Александр Осипов). Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии были названы «Райские птицы» украинского мастера Романа Балаяна.

"