Posted 5 марта 2006,, 21:00

Published 5 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:14

Updated 8 марта, 09:14

Как художник художнику

Как художник художнику

5 марта 2006, 21:00
«Инновация» – так называется долгожданная премия в области современного искусства, готовая встать в один ряд с «Золотым орлом» в кино или «Золотой маской» в театре. 30 марта она будет выдаваться первый раз, но уже сейчас понятно, что обиженных художников окажется едва ли не больше, чем награжденных. Однако главную мисс

Основная претензия к «Инновации» сводится к тому, что выбирать победителей в пяти номинациях («Произведение визуального искусства», «Кураторский проект», «Теория, критика, искусствознание», «За творческий вклад...» и «За поддержку современного искусства») будут, что называется, слишком заинтересованные лица. В экспертном совете оказались художники и кураторы, которые сами же и устраивали выдвинутые выставки. Так, например, добрая половина претендентов давно сотрудничают с Центром современного искусства (ГЦСИ), ставшим вместе с Федеральным агентством по культуре учредителем награды. Организаторы только разводят руками: а что делать, если круг современных художников слишком узок, а экспертов и того меньше? Однако на радостях они включили в шорт-лист, кажется, все более-менее заметные выставки прошлого года с более-менее заметными персонами. В результате список премии превратился в огромную Доску почета: в главном разделе – за лучшее произведение – более 20 имен. Ни одна российская премия не наберет такого количества кандидатов. Сразу видно, что художники изголодались по признанию и готовы заявить о себе если не качеством, то числом проектов.

Говорить о достоинствах каждого из номинантов в списке – значит, поднять всю подшивку «НИ» за прошлый год с рецензиями о выставках и проектах: здесь самые видные участники Первой Московской биеннале, бельгийского смотра «Европалия», всех важнейших акций Третьяковки или фестиваля Digital Art – от именитых концептуалистов (Вадим Захаров и Андрей Монастырский) до свежих любимцев галерейной публики (группа «АЕС+Ф» или группа «Синие носы»). Куда как интереснее увидеть их вместе в одном зале Центра и понять, что в них общего и различного. Общее прежде всего в том, что современное искусство дорожает – здесь и сложнейшие видеоустановки, и звуковые механизмы (как у Андрея Бартенева), и новейшие материалы, и дорогая фотопечать. Что приятно, у наших артистов появляются средства, которые помогают им не выглядеть художественной самодеятельностью. Например, фотоснимки Сергея Браткова (серия «Русский вопрос на русский ответ», созданная для «Европалии») помещены в особые световые боксы, которым позавидует любой западный галерист. Сразу в двух номинациях представлен куратор московских видео- и компьютерных фестивалей Антонио Джеуза: интерактивные и виртуальные произведения сейчас явно на взлете.

Второй момент – искусство уходит от перестроечной критики к позитиву (злые языки скажут – к гламуру). Один из немногих намеков на политику – масштабное полотно русско-чеченского художника Алексея Киллимы «Челси»–«Терек», изображающее матч, где чеченская команда с разгромным счетом 6:0 обыгрывает англичан. Это полотно нужно смотреть в лучах синей лампы, так как написано оно волшебными люминесцентными красками, – чем не гламур? Если речь идет о технологиях и красоте, то лучшим в этом плане произведением за последний год стоит признать созерцательный и сентиментальный проект Леонида Тишкова «Частная луна». Художник создал огромный светящийся полумесяц (он лежит в зале на санках) и сделал его своим ночным спутником в городских и загородных прогулках (романтическая дружба с месяцем – на снимках).

По большому счету, очень верно, что герои нашего арт-мира решили о себе напомнить, раздав друзьям и соратникам от 250 до 150 тыс. рублей. Как раз на новый проект хватит.

"