Posted 5 февраля 2008,, 21:00

Published 5 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:09

Updated 8 марта, 08:09

Актер Василий Лановой

Актер Василий Лановой

5 февраля 2008, 21:00
В понедельник в Совете Федерации собрались ведущие кинематографисты России. Цель совещания во властных верхах – добиться изменения законодательства, регулирующего деятельность кинопроизводства. Режиссеры и актеры, в числе которых были Василий Лановой, Александр Сокуров, Карен Шахназаров, Сергей Соловьев, Вадим Абдрашит

– Василий Семенович, одним из самых острых на совещании стал вопрос о квотировании проката западных фильмов. А, например, глава Роскультуры Михаил Швыдкой заявил, что, по его мнению, государство не должно вмешиваться в квотирование. Какую сторону поддерживаете вы?

– Если весь мир вводит квоты, то, наверное, он делает это не зря. Я лично выступления Швыдкого не слышал, но слышал тех, кто выступал на заседании, и все говорили именно о необходимости квотирования.

– Кроме поддержки проката, обсуждались также проблемы и детского кино. Вы как президент международного кинофестиваля в Артеке не понаслышке должны знать обо всех трудностях детского кинематографа.

– Я каждый год вижу, в каких муках проходит выбор детского кино для фестиваля. Причем первое время абсолютно не было материала. Потом мы начали это компенсировать за счет других государств. Стали посылать людей для отбора картин в Голландию, Венгрию, Италию, Америку и другие страны. И только за счет их картин и старых лент студии Горького как-то могли проводить фестиваль.

– А что, сегодня режиссеры не хотят снимать детское кино?

– Почему этот вопрос вы задаете мне, а не Швыдкому? Хотят или не хотят – это необходимо! Потому что детское кино – это будущее нашей страны, нашего зрителя, это его вкус и мироощущение. И государство должно всерьез обеспокоиться этим вопросом. Почему дети должны смотреть такие фильмы, от которых даже взрослых выворачивает наизнанку от ужаса?

– Кинематографисты били тревогу и о том, что сейчас много безграмотных режиссеров. Откуда они появляются, ведь за них в ответе ВГИК?

– Дело в том, что сегодня картину могут поручить снимать тому режиссеру, который нашел деньги. А раньше государство доверяло деньги в том случае, если имело гарантию, что режиссер сделает свою работу профессионально. Сейчас же достаточно достать деньги, и ты уже можешь снимать кино, сериалы.

– Получается, что все сражались за отмену цензуры, а теперь она опять необходима?

– Надо ввести хотя бы редактуру. Потому что государство кинуло эту тему, а теперь расхлебывает.

– А что, по-вашему, необходимо делать с кинопиратами, которые начинают продавать фильмы еще до их выхода на большой экран? Шахназаров предложил сажать пиратов. Вы тоже считаете, что это выход?

– На мой взгляд, это более чем правильно. Раз пираты занимаются грабежом кинематографа, значит, это должно быть наказуемо. Как – не знаю. Я получаю зарплату за другое.

– А перед вами не стоит выбор – купить дешевый, но пиратский диск, или дорогой, но лицензионный?

– Я в этом плане не являюсь потребителем. Я смотрю фильмы в кинотеатрах, а хожу я туда редко, потому что то, что я иногда там вижу, заставляет меня уходить из зала через десять минут после начала сеанса. Поэтому я хожу только на то кино, которое мне рекомендуют, чтобы не тратить время зря.

– Неужели нет достойных фильмов?

– Ну, почему же нет? Я вот посмотрел фильм «Остров» и получил громадное удовольствие. Понимаете, и в лучшие, и в худшие времена были картины и картинки. Были «Летят журавли», «Броненосец Потемкин», «В бой идут одни старики», и было бог знает что. Так вот это «бог знает что» всегда составляло не больше определенной дозы, а сейчас в силу как раз тех причин, которые и обсуждались на совете, дозы стали невообразимыми.

"