Posted 5 февраля 2007,, 21:00

Published 5 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:49

Updated 8 марта, 08:49

Не заслонять художника

Не заслонять художника

5 февраля 2007, 21:00
В Новом Манеже открылась 43-я ежегодная выставка московских театральных художников «Итоги сезона». В выставке принимают участие 76 столичных сценографов, показывающих свои постановки, вышедшие в сезоне 2005/2006 годов в театрах Москвы, российской провинции и зарубежья. Отдельное место в экспозиции занимают последние ра

В нашем театре, переживающем не лучшие свои времена, сценографический цех долго оставался своего рода последним оплотом высокого профессионализма. Театралы шутили, что сейчас в России на одного стоящего режиссера примерно четверо художников. А в зале все чаще хотелось сказать актерам: вы бы не заслоняли декорацию! Но 2006 год театральный Регистр явно отметил мрачными крестами: русский театр потерял двух выдающихся сценографов – Давида Боровского и Олега Шейнциса. И пока не очень понятно, как будет жить цех театральных художников без своих мэтров, без людей, которые «держат планку».

На выставке «Итоги сезона» представлен макет ленкомовской декорации Давида Боровского к «Затмению» по роману Кена Кизи. Это воплощение мечты сестры-фашистки Рэчид: прекрасный стерильный мир белоснежного кафеля, хромированных труб, стекла, пластика, сверкающего линолеума, поблескивающих телеэкранов. Мир, где человек будет только «мешающим фактором» и источником беспорядка.

В прошлом сезоне в Москве ставили сразу несколько «Золушек», и сценографы в полной мере проявили фантазию.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Выставлен макет Олега Шейнциса к неосуществленной постановке «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в Челябинском театре оперы и балета: лица людей с картин художников итальянского возрождения заполняют портал сцены, вглядываются в зрителей (такие лица больше не делают, той Вероны уже не существует).

Музыканты уверяют, что чтение нот партитуры глазами дает удовольствие ни с чем не сравнимое – удовольствие воспринимать музыку в ее самом чистом, нематериальном виде. Для настоящих театралов рассматривание макетов и эскизов спектакля дает это же чувство «радости театра в самом чистом виде». Театр, который никак не связан и не ограничен законами земного тяготения и физикой актера. Театр чистой потенции. В своих лучших работах сценографы создают игровое пространство смысла.

В эскизе Сергея Бархина к «Похождениям» по «Мертвым душам» Гоголя можно разглядеть черты и пропорции гоголевской России, которые остались за рамками спектакля МХТ. Рядом с работами мастеров Станислава Бенедиктова, Юрия Харикова, Станислава Морозова вывешены работы молодых сценографов. Интересно дебютировавшая Мария Утробина показывает эскизы костюмов к «Обломовщине» по роману Ильи Гончарова (Студия под руководством Сергея Женовача) и к «Калеке с острова Инишмаан» Брайана Фрила (Центр имени Мейерхольда). А Марина Климова показала макеты спектакля «Кот в сапогах» (Центр эстетического воспитания), сделанного на основе детских рисунков.

На открытие собрались авторы работ, чтобы еще раз оценить свой труд в контексте процесса. Переходя от работы к работе, художники здоровались, общались, обменивались оценками и замечаниями. Трудно представить себе десятки собравшихся режиссеров, бурно обсуждающих постановки друг друга. Актеров представить себе за обсуждением коллег – тоже не получается. А вот цех художников продолжает жить по законам цеха. Как говорит патриарх нашего театра Эдуард Кочергин, «судьбу театрального художника решает его цех. Если цех тебя признает, если цех тебя оценит, то, значит, все как надо, значит, не зря живешь». Перефразируя старую поговорку, можно сказать, что пока художники подводят итоги – в художественном цехе все в порядке.

"