Posted 5 февраля 2004,, 21:00

Published 5 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Кино в контексте времени

Кино в контексте времени

5 февраля 2004, 21:00
На прилавках книжных магазинов появились первые тома энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000». Редакция известного питерского журнала «Сеанс» заканчивает работу над семитомным изданием, куда войдут три книги «Кинословаря» и четыре книги под названием «Кино и контекст».

Если оценивать «Новейшую историю отечественного кино» по балльной системе, ей следует поставить высшую оценку. Это по-настоящему уникальное издание с типичной питерской судьбой. Первый тираж вышел еще в августе 2000 года, после чего в редакции случился потоп, и большая часть книг приобрела нетоварный вид. Теперь разбухшие тома служат редколлегии опытными экземплярами – в них делают пометки: не забыть, обратить внимание, не повторить, развернуть, дополнить, прочее. Новая киноэнциклопедия – издание уникальное и невероятно сложное для авторов. Если прошлый кинословарь, который вышел в 1986 году, делало огромное издательство «Большая советская энциклопедия», то над «Новейшей историей отечественного кино» работают от силы человек восемь, включая верстальщика и бухгалтера. Авторов больше ста: киноведы, театроведы, искусствоведы, историки, философы, филологи, писатели. Авторы компетентные и авторитетные, но проверять все равно приходится очень много.

Изучаемый период – один из самых сложных как в истории кино, так и в истории страны. Например, 1991 год, на который приходится расцвет кооперативной деятельности, – рекордный по количеству произведенных кинолент. Только учтенных фильмов более пятисот, еще около сотни неучтенных – не получивших прокатного удостоверения. Многие из этих фильмов в разных источниках даже названы по-разному, а от многих, наоборот, остались одни названия – пленки бесследно исчезли. Даже сами кинематографисты, вычитывая свои фильмографии, многое упускают, не помнят, путают. Создатели энциклопедии во главе с киноведом Любовью Аркус потратили на выверку справочного аппарата около двух лет. И привели все фильмографии, призографии, библиографии, годы, названия в соответствие с реальностью.

Однако «Новейшая история отечественного кино» не сухая энциклопедическая справка: родился, учился, дебютировал, член партии с такого-то года. Биографические тексты – это авторские эссе, субъективный взгляд критиков на творчество создателей кино, отличная литература. Конечно, обиженных больше, чем довольных: «почему меня не включили?», «почему мое творчество оценили недостаточно высоко?», «почему такого-то назвали гениальным, а меня всего лишь выдающимся?», «почему такому-то посвящены 2 листа, а мне 15 строк», и прочее. После выхода энциклопедии Любовь Аркус получила столько письменных и устных порицаний, что теперь подумывает, не издать ли юмористическое приложение к серьезному труду.

Но если «Кинословарь» – это увлекательное чтиво, рассчитанное на профессионалов и любителей кино, то вторая часть проекта «Кино и контекст» – по-настоящему уникальное издание. Оно заметно отличается от «Кинословаря». В нем речь идет не только и не столько о кинематографе, сколько о новейшей истории России. Принцип построения томов не алфавитный, а хронологический. События, происходящие в отечественном кино, рассматриваются, во-первых, в контексте кино мирового и, во-вторых, в контексте эпохи. Каждый год поделен на 14 разделов: кино, театр, музыка, архитектура, политика, экономика, наука и др. Каждый из разделов комментируют историки и политологи. И так же, как в «Кинословаре», субъективный взгляд специалистов сопровождается четкой, выверенной фактографией. Помимо текстов в четырехтомнике «Контекста» собраны более 1000 иллюстраций: портреты деятелей культуры и политики, эксклюзивные репортажные снимки, архивные документы.

1986–2000 годы – переломный период в истории страны, время обретения надежд и мгновенной их утраты, смены несвободы творческой на несвободу экономическую, время называния новых героев и сбрасывания с корабля современности старых авторитетов, а позже – тяжелой рефлексии по поводу слишком быстрого принятия слишком смелых решений. В истории России этот период – самый сложный и самый противоречивый, густо насыщенный событиями и никем до сих пор не проанализированный.

В 2002 году на Московской международной книжной выставке-ярмарке энциклопедия победила в конкурсе «Книга года» (номинация «Энциклопедист»). На вопрос, будет ли у издания продолжение, Любовь Аркус в ужасе отмахивается: «Все-все, 2000 годом мы заканчиваем. Хотя…может, и продолжим, век только начался, а уже столько всего произошло…».

"