Posted 4 декабря 2013,, 20:00

Published 4 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:46

Updated 8 марта, 04:46

Черепа и черепки

Черепа и черепки

4 декабря 2013, 20:00
Выставка с замысловатым названием «Свобода не гениальность» призвана показать собрание Дэмиена Херста, одного из главных арт-скандалистов конца ХХ века, а чуть позднее – самого влиятельного и богатого из ныне живущих художников. Состояние господина Херста позволило ему прикупить немало занятных вещей – от солидного Пик

В какой-то момент Дэмиен Херст из художника, создающего произведения искусства, превратился в менеджера, работающего на корпорацию своего имени и продающего самого себя. Как и когда это произошло – можно спорить. Для многих критиков таким Рубиконом стала знаменитая акция с бриллиантовым черепом. Напомню, что в 2007-м Херст инкрустировал сотней бриллиантов череп (символ его искусства), а затем это стомиллионное творение продавал на аукционе. По непроверенным данным, драгоценность купил сам же ее создатель, то есть Дэмиен Херст с инвесторами. После этого поклонники художника четко разделились на два лагеря: на тех, кто списал его с арт-сцены, оставив ярмаркам и салонам, и тех, кто увидел в нем нового Энди Уорхола, делающего ставку на массмедиа и деньги.

Понятно, что выставка в Мультимедиа Арт Музее ориентирована на вторую группу. На тех, кого имя Херста привлечет даже в том случае, если организаторы заявят, будто пустые залы освящены заряженной им жидкостью (боюсь, что невольно подал идею для следующей акции). Здесь же не пустота, а целая обойма вещей и вещиц одна другой занятней. Да еще и с комментариями самого гуру: мол, эту штуковину я купил, потому что она прикольная, а эту – потому, что художник – мой друг. Среди звучных имен есть немало соратников Херста по сотрудничеству с галереей Саачи (в 1990-е их прозвали Молодые британские художники – Young British Artists), а есть и просто музейные классики (Джакометти, Пикассо, Гамильтон). Все они пытаются сыграть по нотам, которые раздал им коллекционер. Звучит новомодная пьеса: искусство не в том, что ты создаешь, а в том, что ты свободен в выборе и самовыражении.

Впрочем, еще до всякого выбора вещей настоящий гений должен выбрать стратегию. И здесь Херст не знает себе равных. В самом начале карьеры, создавая отчаянные и бескомпромиссные инсталляции (еще до акул и овец в формальдегиде), он заявил о последней и главной теме в искусстве эпохи «пост-пост-чего-бы-там-ни-было». О теме смерти, упорно отодвигаемой цивилизацией. Удивительно, как художник буквально за десятилетие смог развернуть целый веер смертельных символов и образов рубежа XX – XXI веков: от наклеенных на холсты бабочек (бренность бытия) до «Бога из машины» (медицинские пилюли, обещающие избавление и воскресение). В своем бесконечном memеnto mori (помни о смерти) Дэмиен Херст в роли «Художника № 1» к 2012-му дошел до состояния «смертию смерть поправ». В сухом остатке – бесконечные херстовские черепа и упомянутые бабочки, за сотни тысяч долларов разлетевшиеся по коллекциям нуворишей.

Нет ничего удивительного, что в самотиражировании через другие предметы Дэмиен делает акцент на черепа. Им, родным, посвящен целый зал. В этом зале впечатляет макабрическая скульптура китайца Ли Хен Гу (развеселые скелетики диснеевских Тома и Джерри) и целая обойма инкрустированных черепов Стивена Грегори, среди которых имеется «Бездельник», «Старый Кару» и «Верь в меня».

Экспозиция проходит по категории «16+». А ведь буквально сотню лет назад католические священники любили демонстрировать пастве (в том числе и детской) примеры бренности бытия, доставая кости и черепа. Паства понимала, что «все там будем», но зевала и грешила. Выставка коллекции Херста – тоже своего рода детский утренник от доброго пастора. Высмеивание себя самого. Ходи себе, хихикай над дурацкими черепками – осколками того, что раньше, возможно, вызывало серьезные и глубокие чувства.

"