Posted 4 ноября 2014,, 21:00

Published 4 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:13

Updated 8 марта, 04:13

Модница и щеголь

4 ноября 2014, 21:00
В Михайловском замке Русского музея открылась новая постоянная экспозиция «Петербургское общество эпохи Романовых», представляющая Северную столицу и ее жителей глазами живописцев, графиков и скульпторов, творивших в конце XVIII – первой половине XIX веков. Предметы из столовых сервизов, произведенных на первых российс

«Милый старый Петербург! – писал в мемуарах князь Владимир Оболенский. – Потому ли, что я провел в нем детство, или потому, что он неразрывно связан с пушкинской эпохой, но воспоминания о нем всегда вызывают поэтические ощущения. В причудливой смеси европейской культуры со старым русским бытом и заключалась своеобразная прелесть старого Петербурга».

Эти «своеобразная прелесть» и поэтичность, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, непостижимое очарование белых ночей и гранитных набережных образца минувших столетий оживают с помощью кисти и резца. Наиболее обстоятельный «портрет» Петербурга и петербургского общества 1830-х годов дает Григорий Чернецов в самой известной своей работе «Парад на Царицыном лугу» (1837). Торжественное мероприятие было организовано в столице императорской России в честь подавления национально-освободительного восстания в Польше и собрало огромное число зрителей, среди коих, по сообщению «Северной пчелы», присутствовали «…известные лица всех родов и известностей, разумеется, не оскорбительных, однако, для нравственности».

Акварель работавшего в России в середине XIX столетия Эриха Вестерлинга «Вид из окна на Невский проспект» (1847) с фотографической точностью запечатлела ту часть главного городского проспекта, где располагается Строгановский дворец, принадлежащий ныне Русскому музею и являющийся одной из его выставочных площадок. Хромолитография (по рисунку Бонстеда) Павла Семечкина «Вид Пассажа графини Стейнбок в Санкт-Петербурге» позволяет увидеть «внутренности» крытого прохода, соединившего Невский проспект с Итальянской улицей, а также посетителей фешенебельных магазинов полуторавековой давности.

Впрочем, роскошные дамы и кавалеры изображены не только на холстах и графических листах, но и выполнены в фарфоре. И если осанистая дама в нежно-лимонном туалете и белоснежных перчатках («Дама (модница)», 1820-е годы, завод Гарднера) явно создавалась заводскими художниками «по мотивам» модных картинок из периодических изданий, то женская и мужская фигуры из группы «Модница и щеголь» (1830-е годы, завод А. Т. Сафронова) решены, скорее, в комическом ключе.

Отдельный интерес вызывают колоритные персонажи из серии «Волшебный фонарь», изготовленные в 1910–1930-е годы на заводе Гарднера – «Вестовой», «Кучер», «Продавец обуви», «Почтальон», «Еврей с часами», «Продавщица рыбы»... Среди типажей вполне узнаваемых встречаются и «экзотические», современному зрителю почти незнакомые, но в свое время бывшие непременной частью повседневной городской среды. Например, сбитенщик, готовивший и продававший традиционный русский горячительный напиток сбитень, или блинник, разносивший по улицам испеченные на жару в малых сковородах блины «из гречаной муки на дрозжах».

"