Posted 4 октября 2015,, 21:00

Published 4 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:22

Updated 8 марта, 03:22

«Серебряный» юбилей на Дворцовой

«Серебряный» юбилей на Дворцовой

4 октября 2015, 21:00
Для города на Неве это рекордный срок: ни один другой фестиваль так долго не просуществовал, а многие, едва успев возникнуть, тут же исчезали, словно бабочки-однодневки. Долгие годы «Посланием» руководил его отец-основоположник Михаил Литвяков, а сравнительно недавно президентом фестиваля стал Алексей Учитель. В этом г

Сверхзадачей стало то, чтобы фестиваль документального, короткометражного и анимационного кино, известный в последние годы главным образом в профессиональных кинокругах, превратился в заметное публичное событие для города. Впервые он открылся на Дворцовой площади, собрав больше двадцати тысяч народу: со сцены пел Даниил Козловский, фестиваль приветствовала Настасья Кински, а на большом экране показывали документальный фильм «Человек» Яна Артюса-Бертрана, признанного мастера съемок с воздуха. Эта кинолента построена на двух тысячах интервью, записанных в 70 странах, и дает объемный срез общества, семьи и отдельной личности в современном мире.

Открытие «Послания к человеку» аккумулировало мечту многих других фестивалей. До сих пор никому еще не удавалось вывести кинособытие на Дворцовую площадь, и вот это произошло. Хотя и не без накладок: показ трехчасового фильма, чуть недотянув до конца, прервали, поскольку истек оговоренный срок подачи электричества. Но резонанс пошел по городу. В течение девяти дней залы кинотеатра «Великан Парк» ломились от аншлагов, включая конкурсные показы, – такого здесь не было давно, разве что на заре существования фестиваля.

Общий программный замысел оказался амбициозным – представить широкую панораму новейшего мирового кино, а также тематические секции и ретроспективы, которые уже никак не укладываются в традиционный «табель о жанрах». Зато они отражают современную ситуацию, когда на волне новых съемочных технологий были в значительной степени разрушены границы между игровым и документальным кино. Представленные кинопремьеры не просто проиллюстрировали прорывы кинематографа в глубокие слои социальных процессов («Дипан» Жака Одийара), национальной мифологии («Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакула), эротики и интимной психологии («Любовь 3D» Гаспара Ноэ). А такой фильм, как «Ловушка», о разрушительном торнадо на филиппинском острове, вообще производит впечатление документального, хотя разыгран актерами, и точно так же искусственными средствами, но на пределе жизнеподобия воспроизведен на экране ураган. Режиссер этой картины Брийанте Мендоса возглавил международное жюри фестиваля и был награжден призом за вклад в мировое кино.

Программа фестиваля не ограничивалась просмотрами, она дополнялась выставками, лекциями, мастер-классами и презентациями книг, включала конференцию «История кино как медиаархеология» – и все эти события активно посещались. Особенно приятно было наблюдать, сколько поклонников нашлось у двух не самых известных в нашей стране, но весьма любопытных режиссеров-ветеранов – Рудольфа Томе и Желимира Жилника, чьи ретроспективы вписались в концепцию фестиваля, поскольку задавали еще один сюжетный поворот теме отношения кино и реальности.

Коротко о победителях и лауреатах международных конкурсных программ. Лучшим фильмом фестиваля признан «Зовите меня Марианна» польки Каролины Белавской, в центре которого проблема трансгендера, но, по существу, речь идет об утверждении личности в ее конфликте с семьей и обществом. Этой же картине присудило свой приз и жюри российской прессы. В категории полнометражных документальных фильмов жюри наградило фильм «Свободная пуля» французских режиссеров Каролин Детурне и Полины Писарек о молодом сенегальском священнике, путешествующем в поисках свободы по африканской пустыне. Наш выдающийся автор Константин Бронзит выиграл конкурс анимационного кино за свою новую работу «Мы не можем жить без космоса». А дебютантка Мария Гуськова награждена за лучший короткометражный фильм «Возвращение Эркина».

"