Posted 4 октября 2006,, 20:00

Published 4 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:54

Updated 8 марта, 08:54

Письмо в редакцию

4 октября 2006, 20:00
Письмо в редакцию

Прежде всего разрешите поблагодарить вашу газету за то, что она дает возможность каждую пятницу вспоминать иногда забытые, а иногда и первооткрываемые для широкого читателя поэтические имена России. Именно поэзия – это ключ к душе русского народа.

Интернет дает возможность знакомиться с публикациями не только россиянам, а и иностранным преподавателями русской литературы во всем мире, и многим нашим бывшим согражданам, сейчас рассыпанным по всему земному шару, в том числе и мне. Немного о себе. Я родился в 1932 году в Киеве и только благодаря бабушке не остался лежать в Бабьем Яру. Мы успели эвакуироваться из Киева через две недели после начала войны.

В 1961 году я впервые прочитал стихотворение Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет». Оно покорило меня своей человечностью, и я стал собирать сначала стихи поэта, а потом все, что связано с его именем. В 1977 году я, наконец, познакомился с «объектом моих исследований», а через четырнадцать лет в ленинградской хрущобе открыл первый на Земле музей его имени – за десять лет до открытия его земляками музея на станции Зима, в доме детства поэта.

Переехав вместе с женой в США по семейным обстоятельствам вместе с огромными архивными материалами, я продолжал читать стихи Евтушенко в разных городах Америки – Детройте, Филадельфии, Вашингтоне, Миннеаполисе, Нью-Йорке и, наконец, открыл музей поэта в Чикаго, в котором побывали уже многие люди, любящие русскую поэзию. Однажды его посетил и сам поэт, в шутливом экспромте назвав этот музей «триумфом маркизма-левинизма».

А 27 сентября в нью-йоркском музее, называемом живым мемориалом холокоста, произошел вечер, в котором сплелись три даты. Первая – 65 лет со дня трагедии Бабьего Яра, где нацисты в течение двух дней 29 и 30 сентября убили 34 тысячи евреев, а затем, в течение двух последующих лет, еще сто тысяч. Вторая – 45 лет со дня публикации в «Литературной газете» самого знаменитого стихотворения двадцатого века – «Бабий Яр», переведенного в течение недели на 70 языков. И наконец, 100-летие гениального композитора Дмитрия Шостаковича, создавшего бессмертный звучащий памятник жертвам нацизма – Тринадцатую симфонию.

Когда директор музея доктор Мервелл торжественно вручил русскому поэту присланную из Европы медаль «За борьбу против зла» имени Рауля Валленберга, легендарного шведского дипломата, спасшего десятки тысяч евреев от неминуемой гибели, зал, аплодируя, поднялся в едином порыве. Многие плакали. Все помнили, как еще совсем молодой Евтушенко сломал заговор молчания о Бабьем Яре и как с честью он выдержал самые яростные нападки.

"