Posted 4 сентября 2007,, 20:00

Published 4 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:32

Updated 8 марта, 08:32

Армейский промысел

Армейский промысел

4 сентября 2007, 20:00
Сразу две выставки показывают сегодня москвичам, какая тесная связь есть между армией и искусством. В Москве начал работу «Металлический вернисаж» с лучшими изделиями кузнецов России и СНГ. А вслед за ним открылась выставка «Камуфляж быта», посетив которую, можно понять, как и когда уральские оружейники начали расписыв

Как выясняется, между нашим бытом, а конкретно нашей кухней и войной, имеется много общего. Ни для кого не секрет, что военные заводы издавна маскировались под мастерские по производству сковородок, кастрюль и прочих полезных в хозяйстве предметов. Так что мы в буквальном смысле едим и пьем из оружия – либо из того, что осталось от пушек и танков.

Лишь человеку, не знакомому с этой «бытовой» стороной военной индустрии, выставочный проект «Камуфляж быта – тагильский поднос» может показаться странным. При чем здесь расписанные розами и незабудками подносы для самоваров, когда речь заходит об армии и программе, придуманной в Калининграде «Художник и оружие»? Дело в том, что еще с начала XVIII века рабочие на демидовских заводах Нижнего Тагила стали использовать плющильные прессы не по назначению. В качестве хобби они изготавливали широкие блюда с высоким бортиком. Как раз в это время, как нельзя кстати, пришла мода на чай, поэтому подносы (а некоторые были размером со стол) быстро нашли применение в трактирах.

После того, как на уральских ярмарках оружейники обнаружили, что подносы пользуются ничуть не меньшим спросом, чем сабли и штыки, роман с искусством вышел на новый уровень – металл начали расписывать лаковыми красками. Появилась даже легенда, как Демидов выкупил секрет лакового варева у китайцев (до того китайцы всячески запутывали конкурентов, утверждая, будто краски производят из тухлых змеиных яиц).

Так или иначе, кураторы Калининградского центра современного искусства, начиная проект, связанный с оружием, не могли пройти мимо Нижнего Тагила. В 2003 году был объявлен конкурс на эскиз к уральскому подносу. При этом рекомендовалось особое внимание обратить на стычку промысла и армии. В результате для передвижной выставки были отобраны 50 произведений от авторов из России, Германии, Швеции и Франции.

Все артистические и почти хулиганские подносы можно условно разделить на три группы. В первую войдут те, в которых еще просматриваются черты народного декора. Например, поверх розовых бутонов и зеленых листьев видны кровавые подтеки или отметины от пуль – вот она, связь с войной. Вторую, самую большую группу, составляют изделия с советской символикой и образами, пародирующими военные плакаты вплоть до изображений Сталина. Наконец, третья группа складывается из чисто концептуальных блюд со знаками и надписями (среди которых имеются и непечатные). Весь в целом проект вписывается в традицию военного и антивоенного арта – отдельного направления на современной сцене. На этой ниве давно работает Дмитрий Цветков, создававший оружие из плюша и, конечно, принявший участие в росписи уральского металла.

Куда как более миролюбива, если не сказать слишком приглажена, выставка кузнечного искусства, открытая во дворе церетелиевского музея на Петровке. Основу экспозиции составляют работы участников мастер-классов, сделанные во время фестиваля «Славянский базар» в Витебске. Там эти вещи выполнялись на глазах у меломанов, оттого в них так много музыкальных аллюзий (трубы, гитары и прочие инструменты). К слову сказать, именно Белоруссия сегодня задает тон кузнечному делу. В Москве, как ни странно, «металлический вернисаж» проходит впервые.

"