Posted 4 сентября 2005,, 20:00

Published 4 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Сценические сны

Сценические сны

4 сентября 2005, 20:00
Театральный «Новый год» – время, когда самый отчаянный скептик становится мечтателем, опыты предыдущих лет как-то забываются. А театры руководствуются словами поэта: «Все, что нам приснится и станет явью».

Самым неожиданным названием, пожалуй, порадовал Марк Захаров. Мастер неожиданных ходов, он возвращает на сцену одну из первых классических русских комедий – «Бригадира» Фонвизина. Именно по поводу «Бригадира» вскричал Потемкин сакраментальное: «Умри, Денис, лучше не напишешь!». Но появившийся из-под пера того же автора «Недоросль» надолго вытеснил «Бригадира» из репертуара и из сердец зрителей. В реабилитации несправедливого приговора истории Марку Захарову помогает его бессменный художник – Олег Шейнцис.

Ставку на классическую комедию сделал и Малый театр, вступающий в свой юбилейный, 250-й сезон. Сергей Женовач выпускает «Мнимого больного» Мольера. А роль Аргана, увлеченно играющего в свою болезнь – во все порошки, таблетки, микстуры, клизмы, рецепты, банки, – исполняет Василий Бочкарев. Юрий Соломин же приступает к репетициям самой прославленной русской комедии – гоголевского «Ревизора». Сравнение постановок «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина в московских театрах стало своего рода театральным спортом, желающие могут оценить версию Малого театра.

Продолжает движение в «сторону классики» Художественный театр. Юрий Бутусов выпускает «Гамлета» с молодым актером Михаилом Трухиным в роли принца Датского. Новосибирский режиссер Сергей Афанасьев готовит премьеру «Свадьбы Кречинского» с Леонидом Ярмольником в главной роли отчаянного светского игрока и обольстительного фата. В афишу МХТ возвращаются легендарные названия. Дмитрий Черняков должен приступить к репетициям «Синей птицы» Метерлинка. А Кирилл Серебренников выпускает «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину с Евгением Мироновым-Иудушкой Головлевым. У многих на памяти один из лучших русских спектаклей второй половины ХХ века – мхатовская постановка Льва Додина с Иудушкой-Смоктуновским. Монументальный, масштабный спектакль середины 80-х был одним из последних итоговых спектаклей великой эпохи. Каким будут «Господа Головлевы» нашего времени – вопрос открытый.

В «Табакерке» Миндаугас Карбаускис (получивший в прошлом сезоне «Золотую маску» за спектакль Малой сцены) начинает работу над «Мертвыми душами» Гоголя и «Рассказом о семи повешенных» Леонида Андреева.

«Мертвые души» появятся и в афише Театра им. Маяковского. Руководитель театра Сергей Арцибашев выбрал инсценировку Владимира Малягина. История прекрасной и несчастной Бланш и ее брутального деверя из «Трамвая «Желание» Тенесси Уильямса привлекла Генриэтту Яновскую (ТЮЗ) и Юрия Еремина (Театр им. Моссовета).

«Побратавшиеся» в прошлом сезоне совместной постановкой «Сатирикон» и Театр им. Пушкина предлагают спринтерский график премьер. Оба театра открываются премьерами западных комедий положений. Константин Райкин выпускает «Смешные деньги» Рея Куни. А на сцене Театра им. Пушкина – музыкальная комедия Кена Людвига «Одолжите тенора!» в постановке Евгения Писарева. Художественный руководитель театра Роман Козак репетирует «Самоубийцу» Эрдмана. На сцену филиала приглашен воронежский режиссер Михаил Бычков, который поставит «Счастливые дни» Беккета для примадонны Веры Алентовой.

В Петербурге сезон обещает целый ряд сюрпризов. Руководитель Александринки Валерий Фокин, расставшись с главным режиссером Александром Галибиным, собирается приступить к своему давнему проекту – «Живому трупу» Льва Толстого. А руководитель питерского МДТ-Театра Европы Лев Додин должен в этом сезоне выпустить аж две премьеры. На сцене Малого драматического театра – «Короля Лира» Шекспира. А со своим курсом в СПГАТИ – «Жизнь и судьбу» Василия Гроссмана. Выпускные спектакли додинских курсов не раз начинали новый виток театральной истории (можно вспомнить и «Братья и сестры» Федора Абрамова, до сих пор стоящие в репертуаре театра, и «Старика» Юрия Трифонова и «Гаудеамус» по Сергею Каледину).

"