Posted 4 сентября 2005,, 20:00

Published 4 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Фильмы о главном

4 сентября 2005, 20:00
В минувшую субботу в Сочи непривычно тихо закрылся XI фестиваль «Лики любви». Церемония обошлась без заезда иноземных звезд, прохода знаменитостей по триумфальной ковровой дорожке, традиционного скандального кинопоказа и щедрого фуршета. Жители Сочи и многочисленные отдыхающие, кажется, и не заметили, что в городе пока

Еще на итоговой пресс-конференции отец – основатель «Ликов» президент кинокомпании «Киномарк» Марк Рудинштейн попросил журналистов вести себя на церемонии закрытия фестиваля поскромнее, поскольку дата закрытия совпала с годовщиной трагедии в Беслане. Вечером 3 сентября после минуты молчания Марк Григорьевич и его соведущая Алена Спиридович все-таки приступили к своим прямым обязанностям конферансье. Зачитывая со сцены неуклюжие шутки сценариста про свадьбу, Рудинштейн все время пытался отступить от текста, Алена же, наоборот, мужественно придерживалась каждой буквы сценария. В результате зрители не могли разобрать – на какую свадьбу они попали, кто жених, кто невеста и кому кричать «Горько!», а главное – зачем. После этого странного действа журналисты в кулуарах недоумевали, какова связь между самым раскованным фестивалем «Лики любви», фильмы которого в основном пропагандировали свободную любовь, и свадьбой, которая ставит на этой любви самый настоящий крест – штамп в паспорте.

Одно радует, что среди неразберихи все услышали главное – имена победителей XI «Ликов». Самой романтической парой конкурса были признаны Тони Колетт и Готаро Цунасима, снявшиеся в картине «Японская история». Эта лента – классический представитель жанра роуд муви (дорожная история). Наверное, более разных персонажей придумать трудно. Посреди австралийской пустыни есть только Он и Она. Он – японец, привыкший к тому, что женщина – это в первую очередь прислуга, а она – современная австралийка, состоявшийся геолог, которая явно не привыкла кланяться мужчинам в пояс и мыть им ноги.

Николай Досталь – единственный, кто пришел за своей наградой.

Лучшей актрисой была признана Дорка Гриллус за роль в фильме «Даллас вокруг нас». Картина рассказывает о сложных взаимоотношения между цыганкой из барачного поселка «Даллас» и молодым учителем. Им предстояло преодолеть и социальные барьеры, и общественные предрассудки, и многое другое, но, как известно, для влюбленных не существует преград, даже если они принадлежат к разным культурам и воспитаны в разных традициях. А вот датский фильм «Китаец» Хенрика Генца получил сразу две награды. Эта психологическая драма о муже, которого внезапно оставила жена, и он, не впадая в истерику, сумел достойно эту драму пережить, приглянулась жюри под руководством британского режиссера Павла Павликовского. Именно этой ленте решено было присудить Гран-при фестиваля «Золотую стрелу» – как лучшему фильму о любви. «Серебряная стрела» досталась исполнителю главной роли Вьярне Хенриксен.

Отказавшись от конкурса российских картин, организаторы предложили зрителям самим выбрать лучший отечественный фильм девяти фестивальных дней. В результате «Приза зрительских симпатий» была удостоена новая лента «Коля – перекати поле» Николая Досталя. Этот фильм стал продолжением картины «Облако рай», который режиссер снял еще в 1991 году. После долгих скитаний главный герой возвращается к себе на родину. Что его ждет, как его встретят, ведь герой вновь нарушает привычный уклад жизни маленького городка. По сюжету, его жители оказались не готовы к каким-либо переменам. Это фильм о человеческом инфантилизме, о боязни совершать поступки, даже самые малые, о меркантильности. Во время церемонии закрытия на сцену за наградами вышли только Николай Досталь да продюсер фильма «Даллас вокруг нас» Ласло Кантор. Все остальные победители либо не приехали на фестиваль, либо разлетелись из Сочи задолго до его окончания.

По мнению Марка Рудинштейна, «Лики» решено было перевезти в Сочи потому, что в Москве фестиваль терялся на фоне огромного количества культурных мероприятий. Впрочем, в Сочи кинофорум тоже, к сожалению, затерялся. Затерялся между «шоу толстушек», концертов многочисленных пародистов и прочих курортных программ бархатного сезона. Возможно, дело в отсутствии рекламы, по всему городу корреспонденту «Новых Известий» не удалось найти ни одной растяжки или плаката, которые бы информировали о том, что здесь, на черноморском побережье, проходит знаменитый международный кинофестиваль. Возможно, причина полупустых залов еще и в том, что фестивальные программы «Ликов» излишне тяготеют к элитарному арт-хаусу, который моден в столицах, но малоизвестен за их пределами. А какой же курортник решится уйти с пляжа, чтобы ломать голову над режиссерскими изысками. Вот если бы отдыхающих ждали романтические голливудские мелодрамы с обязательным хеппи-эндом, то какой-то шанс заполнить зрительные залы у организаторов возможно бы и появился.



Ласло КАНТОР, продюсер фильма «Даллас вокруг нас»: «В Италии тоже есть фестивали фильмов о любви»

– Как вы относитесь к идее тематических фестивалей, ведь в отличие от Канн или Венеции «Лики любви» никак не сказываются на популярности фильмов, представленных в конкурсной программе?

– Ну почему же? Большинство зрителей любят именно фильмы о любви. Поэтому если на афише появится надпись, что «Даллас вокруг нас» победил на фестивале «Лики любви», то уж представительниц женского пола в зрительном зале точно прибавится. К тому же, ваш фестиваль не единственный. Нечто подобное проходит в Вероне в Италии. И там, между прочим, смотры вызывают очень большой интерес.

– Почему вы решились запускать «Даллас»? В основе сценария – тяжелая история, а зритель далеко не всегда любит подобные темы?

– Мне показалось интересным переплетение социальных проблем общества с историей любви. По большому счету идея картины в том, что мир превратился в большой котел, в котором перемешивается все – традиции разных народов, общественные устои, и этот процесс докатился даже до маленького цыганского поселка, который всегда жил своим обособленным мирком. Именно любовь помогает главным героям фильма противостоять обществу, в котором они живут.

– Отправляясь на фестиваль, вы рассчитывали, что ваш фильм победит в России?

– Я всегда рассчитываю на победу, когда запускаю тот или иной фильм... правда, не всегда фильмы побеждают. Впрочем, у картины «Даллас вокруг нас» уже есть две награды. Первую мы получили на фестивале в Венгрии, вторую в Португалии. Так что «Серебряная стрела», которую я передам Дорке Гриллус, как лучшей актрисе российского смотра, – наш третий приз.

"