Posted 4 августа 2015,, 21:00

Published 4 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Жонглеры временем и пространством

Жонглеры временем и пространством

4 августа 2015, 21:00
На «Вдохновении» поразили две вещи: как быстро вернулось в речь людей название ВДНХ вместо ВВЦ и как покрашенные бронзовой краской «живые статуи» – перформеры из арт-проекта «Они живые?!», спешащие на место новой дислокации или фотографирующиеся с детьми, были похожи на скульптуры-навершия с больших павильонов. Рождало

Выступали «Независимый театральный проект» с «Тапер-шоу: танцующие на струнах» (музыка, переодевание и степ одновременно); театр FreakFabrik с поющими цветочными вазами и передвижными окнами, показывающими сны; ? Orchestra с головами животных играл new age brass; оркестр балканской музыки Exilados – зажигательное цыганское; группа The WiseGuyz – аутентичное рокабилли, а театр «Огненные люди» проехался по ВДНХ в телеге, в которой стояла лодка из цветов.

Фестиваль не слишком углублялся в необъятную территорию ВДНХ. Перформансов у экзотических далеких объектов вроде силосной башни, червоводни, верблюжатника или гидротарана не было. Толпа вращалась вокруг фокусников, музыкантов, девушек в фонтане и людей на ходулях между фудтраками у главного входа, бывшим павильоном «Узбекистан», нынешней «Культурой», будущей штаб-квартирой Российского военно-исторического общества и павильоном «Космос».

У фонтана «Каменный цветок» группа девушек в синих купальниках (танцевальный кооператив «Айседорино горе») ходила по колено в воде активно фонтанирующего «Каменного цветка» под звуки «Праздничной увертюры» Дмитрия Шостаковича, написанной когда-то по случаю открытия этого фонтана. Девушки укрывали полиэтиленом малые архитектурные формы фонтана в честь американских современных художников Христо Явашева и Жанны-Клод де Гийебон, укрывавших и оборачивавших разноцветной тканью острова в Бискайском заливе, здание Рейхстага, памятник Леонарду да Винчи в Милане. Сокрытие публичного объекта возвращает к нему внимание: почему обернули? Как изменится после обнажения? Нынешняя глобальная реконструкция ВДНХ – отличный повод повторить этот художественный жест: как легендарные архитектурные объекты реставрируются, какие новые черты и смыслы им придаются после снятия строительных «лесов» и брандмауэров – к этим вопросам обратил зрителей перформанс «Сокрытие торжества» «Айседорина горя».

Артисты «Антикварного цирка», создатели замечательных историй «Лев с седой бородой» и «Мандариновый ангел», в спектакле «Кабаре Анти» поразили гимнастикой на фонарях: девушка в ажурных трико собрала вокруг фонарного столба больше зрителей, чем, наверное, Блок собирал стихотворением «Ночь. Улица. Фонарь…». «Антиквары» играли добрую старую пантомиму в черных фраках, всклокоченных седых париках с чемоданами, удивлениями, поцелуйчиками и расставаниями. Не идеально хорошо их было видно. Площадной театр – борьба зрителя за свое место: на видеоэкраны спектакли не перегонялись. Нашел программку (у ребят из «Мосволонтера»), нашел площадку, прикинул дислокацию людей, которые еще набегут после тебя, занял позицию – и жди чуда искусства на площади. И оно происходит.

Видными героями «Вдохновения» стал театр «Высокие братья» и другие актеры на ходулях. Вот уж кто натешил публику вволю. Люди на ходулях вдруг окружали часть толпы и шутейно сжимали ее, поздравляя с «днем рожденья». Балет на ходулях плясал без перерыва больше трех часов. Белый палаточный лагерь «Лабелинт» Театра, Имени Которого Нельзя Называть, зазывал в лабиринт из Белых простынь на прищепках, внутри которых случались неопасные смешные встречи с Блондинкой или Белинским. Bubble Company надувал гигантские мыльные пузыри большими сачками, а их машины, производящие тучи обычных мыльных пузырей, казались работающими на вечном двигателе.

Интересно, что станет символом нынешнего меняющегося ВДНХ. У ВВЦ официального символа не было, разве что неофициальный – киоск с шаурмой или кооперативными джинсами. ВСХВ (первое название ВДНХ) в 1939 году получил символ «Тракторист и колхозница» со снопом пшеницы в поднятых руках и развевающимся знаменем позади. В 1959 году ВДНХ, уже объединившая в себе сельскохозяйственную, промышленную и строительную выставки, получает символ с тремя фигурами: со снопом, отбойным молотком и атомом. Знаменитая фигура «Рабочий и колхозница» становится символом ВДНХ только в 1970-е. Мыльные пузыри-гиганты и любовно укрытый от невзгод фонтан «Каменный цветок», конечно, тоже вполне себе символы. Пусть и на один день фестиваля.

"