Posted 4 августа 2010,, 20:00

Published 4 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:59

Updated 8 марта, 06:59

От Полански остался «Призрак»

От Полански остался «Призрак»

4 августа 2010, 20:00
Фильм Романа Полански «Призрак» был снят до его ареста и смонтирован в швейцарской тюрьме, он получил приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале. Если хорошей режиссурой считать умение постановщика держать зрительское внимание с начала и до конца всего фильма, «Призрак» – мастерски сделанное кино, и точка. Если вы

Коль скоро в понятие режиссуры вкладывать способность фильма сохранить эстетическое впечатление дальше последнего кадра, «Призрак» – нечто вроде мутного сновидения, которое после пробуждения улетучивается быстрее, чем пар из выключенного электрочайника.

Призрак, о котором идет речь в фильме, – это литературный негр (Эван Мак-Грегор), нанятый бывшим премьер-министром Великобритании Адамом Лэнгом (Пирс Броснан) для завершения его мемуаров, начатых при содействии другого «призрака», утонувшего незадолго до окончания работы.

Сразу же после подписания контракта за «негром» начинают то ли следить, то ли охотиться неизвестные, а Лэнга международный трибунал обвиняет в том, что он выдал США для пыток (!) четырех подозреваемых в терроризме британских граждан исламского вероисповедания, один из которых умер в тюрьме.

По ходу работы призрак по неизвестным причинам выходит за пределы вмененных ему обязанностей, при помощи нехитрого поиска в Интернете и сопоставления нескольких общедоступных фотографий он прослеживает студенческие связи Лэнга и приходит к выводу, что жена политика была завербована в ЦРУ профессором Оксфорда (!), а затем она завербовала своего мужа. И в дальнейшем эта сладкая парочка работала по заданию американской разведки, так что вся британская политика делалась в логове главного разведывательного управления США. Как, впрочем, и российская политика времен Горбачева и Ельцина, если верить отечественным коммунистам. Рассуждая в том же духе, остается лишь понять, чья разведка управляла создателями «Призрака».

Кончается фильм тем, что бывшего премьера убивает отец британского солдата, погибшего в горячей точке, а призрака сразу же после выхода мемуаров Лэнга сбивает машина, управляемая неизвестными, насчет которых только дурак не подумает, что они тоже агенты ЦРУ.

Бесспорно, что только выдающееся техническое мастерство («серая цветовая гамма, бесконечный дождь за окнами, хичкоковские крупные планы, безмолвные сцены, чередующиеся с идеально подобранной музыкой», как пишут поклонники режиссера) способно скрыть убожество сценария. Он не уступает в нелепости анекдотическому «Случаю с ефрейтором Кочетковым» 1955 года выпуска, в котором заурядный советский военнослужащий, знакомый разве что с секретом расположения сортира своей части, попадал в сети шпионского семейства во главе с бабушкой. Можно допустить, что Полански сводит счеты с Америкой, из которой вынужден был бежать из-за обвинения в совращении несовершеннолетней, а сценарист Роберт Харрис (между прочим, автор известного историко-фантастического романа «Faterland» о том, что было бы, если бы победителем Второй мировой войны стал Гитлер) – счеты с Британией. Но делать это поводом для того, чтобы посредством примитивной вербовки объяснять близость политических курсов двух родственных англоязычных стран, – как-то не по-джентльменски. За такую антианглоамериканскую пропаганду «Призрак», будь он снят тридцатью годами раньше, в Берлине был бы освистан, зато получил бы золотой приз Московского кинофестиваля, изо всех сил боровшегося «против империализма».

И вообще, когда сразу же после просмотра режиссерский морок исчезает, холодный взгляд разума обнаруживает в картине такое количество обманок, что и Никите Михалкову мало не покажется. Взять хотя бы смерть первого негритенка. Ну, представьте себе, какой несусветный скандал поднялся бы в мире, если бы спичрайтер, допустим, Маргарет Тэтчер в период фольклендской войны был найден мертвым вблизи ее поместья. А с другой стороны, что стоит реальному премьеру отвергнуть обвинение в выдаче своих граждан иностранному государству? Он легко мог бы сослаться на то, что американцы представили весомые доказательства участия британцев в террористической деятельности против США, и Британия не могла не согласиться на их экстрадицию. А что касается методов дознания, то он не мог и предположить, что союзник его страны способен прибегнуть к столь варварскому способу извлечения истины, как пытка.

Таким образом, перефразируя циничное изречение эсквайра Тристрама Шенди, согласно которому серьезность есть притворство тела, скрывающее недостатки души, можно сказать, что режиссура – это притворство постановщика, скрывающее провалы сценария. Если вы готовы с этим согласиться, смотрите новый фильм Романа Полански.

"