Posted 4 августа 2009,, 20:00

Published 4 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:23

Updated 8 марта, 07:23

Бабушки-кукушки

Бабушки-кукушки

4 августа 2009, 20:00
В этом году Пермь по числу культурных проектов федерального уровня, похоже, решила посоревноваться с Москвой и Петербургом. Здесь один за другим проходят международные фестивали – только что со звездами Парижской оперы отметили юбилей Дягилевских сезонов (Сергей Дягилев, сто лет назад продвинувший русское искусство на

Причины пермской культурной активности понять так и не удалось. Краевой министр культуры Борис Мильграм, явившийся на заключительный open-air в весьма колоритном этническом одеянии, казалось, то ли скромничал, то ли сам искал ответа на этот вопрос. Более того, «культурные двигатели» города сетуют на неподготовленность местной публики к нестандартным проектам. Несмотря на это, «продвинутых» пермяков буквально волной выбрасывает на разнообразную модную экзотику, при этом даже насквозь академическая Пермская филармония руками и ногами может поддержать контркультурный по своему духу проект. Известный московский эпатажный галерист Марат Гельман устроил в здании местного речного порта музей современного искусства – так в городе развернулась война мнений по этому поводу, появились надписи на зданиях «Гельман, вон из Перми!» Словом, жизнь бурлит нешуточная, о характерной для региональных центров скуке тут уже стали забывать.

Немало разговоров появилось в этом году и вокруг фестиваля «Камwа». Ежегодно в Пермь съезжаются этнические музыкальные и танцевальные коллективы, а также российские модельеры. На этот раз к фестивалю привлекли еще одну интересную фигуру московской контркультуры – промоутера Александра Чепарухина, который привозил в столицу уникальные коллективы и культовых околоавангардных персонажей вроде Джона Зорна. Он же второй год подряд делает в Казани вместе с Андреем Макаревичем один из сильнейших музыкальных фестивалей России «Сотворение мира». С помощью столичных сил в Пермь удалось подтянуть индийский проект Sayari и украинский «Даха-Браха». Sayari, правда, полностью провалили «явку», устроив в Большом зале Пермской филармонии весьма скучный и статичный сольный концерт. Причины выяснились позже: индусы почему-то не привезли в Пермь тех вокалистов и перкуссионистов, которые выполняют роль «изюминок», позволяющих говорить о Sayari как о группе, интересной в мировом масштабе. В итоге хэдлайнером стала команда «Даха-Браха» – известный на Украине коллектив, в последние годы успешно работающий на европейских фестивалях. Девушки, облаченные в высоченные папахи, и молодой человек на перкуссии генерируют очень колоритную и драйвовую музыку, которую сами точно называют этнохаосом. Если это и народная музыка, то очень необычная, ничем не напоминающая хороводы или частушки. Если это и авангард, то крайне приятный. Половина поля вскочила и бросилась в пляс.

«Даха-Браха» завершала большой 10-тысячный open-air в местечке Хохловка недалеко от Перми, на сцену которого попали самые заметные проекты фестиваля. Хохловка – это музей-деревня, расположенная в живописнейшем месте, куда свезены старые избы, церкви и прочая деревенская архитектура со всего края (похожее местечко Пирогово есть под Киевом). Здесь удается создать потрясающую атмосферу и за счет музыкального формата. Этника – самое мирное и толерантное музыкальное направление. И кого только не увидишь на здешнем поле – дорогого стоят, например, бабушки из деревни Кукушка Коми-Пермяцкого округа. Этнографический ансамбль, состоящий из бабушек, – вовсе не «выставочный проект». Собственно, это вообще не проект – просто кто-то когда-то услышал этих бабулек в деревне, и теперь их время от времени зовут на фестивали. А приезжая с фестивалей, они становятся, так сказать, обычными бабушками и живут себе припеваючи в своей Кукушке, занимаясь деревенским бытом. В этом году бабушек решили привлечь и к современным проектам – на модном показе в Музее современного искусства настоящий фурор произвело дефиле, в ходе которого молодые девушки-модели, демонстрировавшие наряды на тему «Этнические мотивы в современном костюме», проходили по подиуму за руку с уже далеко не молодыми сельчанками, на которых были традиционные национальные наряды. Подиум, кстати, был концептуальным даже по московским меркам: на нем насыпали речной песок, а по периметру разложили камни – это символизировало Камское море – водохранилище, образовавшееся после строительства ГЭС на Каме.

В Пермь съехалось несколько десятков коллективов – из Москвы и Питера, Удмуртии и Карелии, Австрии и Норвегии. Ижевск, известный своими музыкантами-электронщиками (по сути, российская столица жанра), делегировал в Пермь проект Alex Spod – новое слово в музыкальной электронной музыке России. Норвежцы, известные теперь в основном Александром Рыбаком, отправили в русские поля танцевальный коллектив Norwegian Dancers, из которого вышли парни, сбивающие Рыбаку шляпы на микрофонных стойках во время песни Fairytale (кстати, музыка, которую играли Norwegian Dancers, и манера подачи смахивали на номер Александра с «Евровидения», только без сильного поп-размаха).

Но для современной этнической музыки вовсе не обязательна привязка места жительства артиста к стилю, в котором он играет. Поэтому из Татарстана приехала команда «Оберег», делающая упор на русский фольклор, из Питера – шотландские волынки, из Нижнего Новгорода – бразильская эстетика (танцы и боевые искусства), а московские девушки из школы Iridan на ура станцевали в пермских полях ирландские танцы. Несколько проектов приехали из Екатеринбурга, хотя местные жители сетуют на противостояние Екатеринбурга и Перми за роль главного города Урала. Но недаром же этника – самый мирный жанр.

Фестиваль «Камwа» получился интересным не только и не столько как развлекательное действо. Здесь находят немало материала и специалисты-этнографы. Один только «информационный повод» завершающего гала-концерта в Хохловке дорогого стоит: в поле устраивают реконструкцию праздника Нового хлеба (как раз в первые дни августа наступает пора первых жатв). Этот праздник уникален еще и тем, что он – «собирательный», поскольку у каждого народа первую жатву отмечают по-своему. Теперь здесь только реконструируют вековые традиции разных народов, благо свезены в Хохловку не только избы, но и деревянные мельницы, и зернохранилища. Главный же урожай в начале XXI века собирают пермяки, наслаждаясь в отсутствии пьяных гопников (несмотря на открытое поле, даже места для курильщиков здесь выделены особо) умной музыкой, основанной на тех мотивах, которые были близки нашим предкам.

"