Posted 4 августа 2008,, 20:00

Published 4 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

Что в почерке тебе моем?

Что в почерке тебе моем?

4 августа 2008, 20:00
Среди всех человеческих достижений, которые нуждаются в особом коллекционировании и охране, каллиграфия всегда занимала почетное место. Искусство письма особенно культивировалось на Востоке. Между тем основатели Московского музея каллиграфии уверены, что пора уже и нам всерьез задуматься о красоте чистописания. Ведь в

Главный совет, который дают экскурсоводы в стамбульском Музее каллиграфии – одном из самых значимых музеев мира, – расслабиться и получать удовольствие, даже если вы вообще не понимаете, о чем идет речь в древних манускриптах. Туристы вряд ли разберут смысл стихов из Корана, но при определенном настрое смогут понять красоту рукотворных слов-узоров. Умение изысканно написать в восточном мире почиталось не меньше, чем дар сочинительства или знание многочисленных языков. До сих пор в качестве аттракциона на улицах Дамаска или Пекина можно получить лист с выведенным на древний манер своим именем или пожеланием.

Каллиграфия в современном мире окончательно превратилась в музейный анахронизм. Вместе с изобретением в XV веке книгопечатания в Европе отмерла профессия (главным образом, монашеская) переписчика. Сейчас почти отмирает и такая экзотическая должность, как графолог – специалист, сверяющий документы по почерку, разгадывающий характер и пристрастия человека по его письменам. Причины ухода целого вида искусства очевидны – мы используем ручку только тогда, когда надо поставить подпись, все остальное делаем с помощью клавиатуры.

Было бы глупо даже пытаться развернуть цивилизацию вспять и отменить электронные буквы. Чистописание, которым мучили советских граждан в начальной школе, переходит в разряд факультатива. Как правильно соединить букву «к» с буквой «о», а потом еще приставить к ним «л», уже никого не волнует. С другой стороны, всякий, кто соединяет буквы с изяществом, теперь должен быть особенно гордым – из школяра он сразу записывается в художники. Именно для поддержки рукотворного искусства и для пропаганды графологии создается на территории парка «Сокольники» Современный музей каллиграфии.

Как ясно из названия, новый музей не собирается дублировать рукописные фонды «Ленинки» или Исторического. Там не будет долгих экскурсов в мастерские персидских шахов или в келью летописца Нестора. На примерах 80 работ из двух десятков стран мира (в том числе Белоруссии, Китая и Сирии) здесь покажут, каково положение дел в современной каллиграфии. Центральный и, возможно, самый дорогой экспонат этого заведения еще только готовится для всеобщего обозрения – рукописная Конституция Российской Федерации создается командой из семи художников. Вместе с тем в залах будут выставлены работы знаменитых каллиграфов, которые через полтора месяца готовятся приехать в Петербург на международную выставку (своего рода Олимпийские игры среди мастеров).

Основной акцент в музее, судя по всему, сделают на разных типах и видах письмен – от иероглифов и арабской вязи до славянских манускриптов. Однако было бы небезынтересно заодно провести графологическое исследование: как изменился характер и быт российского народа, если посмотреть на изменение его почерка. Рукописная Конституция в этом деле неплохое подспорье.

"