Posted 4 августа 2004,, 20:00

Published 4 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Любовь к бомжам и автоматам

Любовь к бомжам и автоматам

4 августа 2004, 20:00
Разогнавшись на весеннем фестивале «Фотобиеннале-2004», Московский дом фотографии никак не может остановиться даже в отпускной сезон. В конце этой недели он открывает международный проект «Фотомост: Санкт-Петербург–Израиль».

Во время празднования 300-летия города на Неве посольство Израиля организовало обмен двумя делегациями: шесть выпускников Израильской школы фотографии прибыли в Петербург, а вслед за ними пятерка российских фотографов отбыла в Тель-Авив. Никаких особых заданий им не давали: просто в конце поездки должны были появиться своеобразные дневники путешественников. То, что получилось в итоге, и составило «Фотомост» – поэтический диалог двух столиц (одна, правда, бывшая столица), приехавший теперь для обозрения в третью столицу.

Организаторы с радостной гордостью отметили, что никто из участников не поддался искушению туриста: здесь нет чисто видовых снимков. Более того, если вы зайдете на израильскую часть, вы вообще с трудом поймете, что за город на фотографиях – от Питера с мостами и дворцами тут не осталось и следа. Правда, силы оказались не слишком равные: по меньшей мере трое из израильтян (Дмитрий Спектор, Маша Рубин и Саша Алехов) знают о Питере не понаслышке и приехали, можно сказать, почти в родной город. Они снимали его без всякой дистанции, не заботились о вычищенных к юбилею памятниках и площадях. Куда как больше тель-авивский десант интересовали аборигены. Петербуржцев они увидели так, будто рассматривали большую еврейскую семью: бестолковую, шумную, с какой-то семейной сумасшедшинкой, в неказистых дворах, в самых неказистых позах. Санкт-Петербург в таком раскладе вышел до боли провинциальным, пыльным и отживающим городом. Любимый персонаж – добрый и усталый бомж.

Россияне, со своей стороны, никак не могли избавиться от комплекса первооткрывателей. Даже когда запечатлевали типичные жанровые сценки – прохожих на

Петербург, увиденный израильским фотографом Арье Даханом.

улицах или облупленные двери старых домов, – все равно не могли отделаться от штампов. Видели то, что хотели видеть. Итак, для российского фотоглаза Израиль, во-первых, родина хасидов с пейсами, с наивными детьми во взрослой одежде и обязательной в данном контексте Стеной Плача. Во-вторых, это высохшая земля, по которой прошли бесчисленные цивилизации и, наконец, остановилась космополитичная современность. Целый спектр подобных открыточных видов произвел стильный Александр Насонов. Наконец, Израиль – земля противоречий и скрытых драм. Как в данном случае обойтись без молодых парочек, своей открытостью и раскованностью разрушающих стереотипы благочестия? Однако на всякого беззаботного красавца или красавицу в джинсах найдутся точно такие же в камуфляже. И точно так же беззаботно улыбающиеся. Любимый персонаж в этом случае – автомат.

"