Posted 4 июля 2006,, 20:00

Published 4 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:08

Updated 8 марта, 09:08

Тень гения

Тень гения

4 июля 2006, 20:00
В преддверии 400-летнего юбилея великого голландского мастера Рембрандта Ван Рейна двое русских художников решили сделать его почитателям подарок-сюрприз. В модном выставочном зале на переоборудованной фабрике они устроили театр теней из силуэтов знаменитых рембрандтовских картин.

Судя по всему, о дне рождения автора «Блудного сына» солидные столичные музеи вспомнят только в сентябре. Тогда планируется открыть выставку в Музее имени Пушкина, посвященную Рембрандту. Однако, резонно рассудив, что «яичко дорого ко Христову дню», арт-критик и куратор Сергей Хачатуров решил устроить праздник поближе к памятной дате 15 июля. Он подбил двух художников – Марию Белову и Алексея Политова – на остроумный проект «Про явления». Суть дела в следующем: Рембрандт почитается как большой мастер света и тени. Именно в его картинах свет превратился едва ли не в главного героя, словно театральным софитом он освещает драматические сцены, придает им психологическую глубину и многозначность. Отсюда и появилась идея создать нечто вроде «волшебного фонаря» имени Рембрандта.

В полутемном зале звучит ненавязчивая музыка XVII века, на одной из стен идет слайд-шоу – одна за другой появляются репродукции картин Рембрандта, а по сторонам в массивных темных рамах развешены подсвеченные силуэты. Артистический дуэт вырезал черные ремейки самых знаковых произведений: «Ночного дозора», «Автопортрета», «Данаи», опять же «Возвращения блудного сына», «Жертвоприношения Авраама»… С оборотной стороны силуэты освещены особого рода лампочками, которые создают странный эффект движения теней. Поэтому складывается ощущение, будто эти (скажем откровенно) наивные трафареты в духе советских комиксов играют в лучах живого рембрандтовского света.

«Московского Рембрандта» без труда можно отличить от оригинала.

Впрочем, творения российских художников куда как больше, чем старорежимный театр теней (известный по домашним затеям с самой древности, но получивший распространение в XIX столетии), напоминают рентгеновские снимки. Для театра им недостает изящества. Они похожи на те самые снимки сломанных ног и рук, легких и печенки, которые в поликлиниках для лучшего изучения вешают на светлый экран. Но даже в таком медицинском ракурсе они действуют совсем неплохо. У Рембрандта, например, имеется очень занятная картина «Анатомия доктора Тульпа». На ней изображается группа врачей, стоящая перед анатомическим мужским трупом с учебным разрезом на руке. Стараниями Беловой и Политова доктор Тульп получил достойный снимок из ХХI века – и не только умершего больного, но и самого себя, и своих коллег.

"