Posted 4 июня 2013,, 20:00

Published 4 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

Мифические существа

Мифические существа

4 июня 2013, 20:00
В рамках выставки «Птицы – вестники богов» Эрмитаж демонстрирует шедевры прикладного искусства Западной Европы XVI–XIX веков. Искусники былых столетий запечатлевали птиц в самых разнообразных материалах и черпали вдохновение не только в их подчас причудливом внешнем облике, но и в особом мифическом «шлейфе», следующем

Так сложилось, что именно пернатые наряду с цветами стали наиболее традиционной темой прикладного искусства. В разных культурах и «ситуациях» птичьи роли разнились: в одном случае они олицетворяли жизненные силы, являлись символом души и духа, в другом – предопределения, недоброй вести или, например, низменных желаний, как грозные стимфалиды с бронзовыми крыльями, клювами и когтями из мифа о Геракле. Источником информации для творцов были произведения античных авторов, в череде которых лидировали «Метаморфозы» Овидия и «Происхождение богов» Гесиода, а также историков и литераторов эпохи Возрождения. Живопись, гравюры, книжные иллюстрации старых и современных художников не только давали знания и будили воображение, но и позволяли воплощать образы в камне, серебре, бронзе, фарфоре, слоновой кости, эмали, фаянсе, перламутре…

Великий японский художник периода Эдо Кацусика Хокусай полагал, что человек, желающий нарисовать птицу, должен – не больше, не меньше – стать ею. Филигранное воспроизведение деталей внешнего облика и оперенья, проникновение в символическую суть объекта свидетельствуют о том, что западноевропейские мастера прикладного искусства в определенном значении и впрямь «становились» птицами, постигая тайны, человеческому глазу и осязанию почти неведомые.

Фото: С САЙТА МУЗЕЯ

Экспозиция погружает в мир фантастический, фантасмагорический, изысканно прекрасный, в котором незнание первоисточника (мифа, легенды, символического подтекста) не влечет за собой непонимание идей, заложенных авторами работ при их изготовлении. Скульптурные композиции, настольные и карманные часы, шпалеры, ювелирные изделия, посуда, вышивка и кружево – всего более ста экспонатов – рассказывают и о многообразии техник, методов и технологий.

Священные птицы – спутницы олимпийских богов – несут в себе аллегорический смысл, и в отсутствие «повелителя» либо перевоплощаются в него самого, либо становятся его вестниками. Однако само по себе посвящение птицы тому или иному богу вовсе не означает однотипность и однозначность трактовки ее образа. Так, символ или обязательный спутник Зевса орел мог выступать в некоторых сюжетах персонажем жестоким и злобным, а в каких-то – вполне благодушным.

"